|
ГУМАНИЗМ(лат. humanus-человечный) - принцип мировоззрения (в т ч. и нравственности), в основе к-рого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея в праве человека на счастье и о той, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью об-ва. Этот принцип сложился на базе широкого идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения и явившегося выражением борьбы «третьего сословия» (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии. В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали (Религиозная мораль, Аскетизм, Грех) гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Монтень, ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их т. зр., должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (Гедонизм, Эвдемонизм). В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей -освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека » требуют подчинить чувственные побуждения его контролю. Почти с самого начал» в Г. выделяются два осн. течения. Буржуазные гуманисты ставят в центре своего рассмотрения отдельную личность. Основой человеческою благополучия и свободы они считают незыблемость частной собственности. Их попытка примирить общественные и личные интерес» индивида в буржуазном об-ве выразилась в учении «разумного эгоизма» (Эгоизма теории). Второе направление выражало устремления трудящихся Его сторонники -? ? о в о з в е с т н и-ии· утопического социализма (Т- Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцер) -ставят вопрос об имущественном равенстве или даже об уничтожении частной собственности как о необходимо* условии освобождения человека » избавления его от моральных та-роков. Решение проблемы соотношения потребностей личности » ее обязанностей перед об-вом она видят в труде, к-рый должен стать не только обязанностью каждвгв, но и источником наслаждения » счастья людей. Традиция утопического социализма получила дальнейшее развитие в труда» Оуэна, Сен-Симона, Фурье и ру<. революционных демократов - Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Высшей формой Г. является коммунистический гуманизм, получивший научное обоснование в теории марксизма. Впервые научно проанализировав влияние частной собственности на личность, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли антигуманный характер капиталистического об-ва, в к-ром достижения социального прогресса и культуры о 5-ращаются против человека (Отчуждение). Наемный труд, эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает в человеке личность, изнуряет его физически, разрушает его дух. Частная собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном и моральном отношении. «Только в коллективе, - указывают они, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (т. 3, с. 75) (Личность и коллектив). Полное воплощение принципа Г. происходит при коммунизме, когда, как указывает В. И. Ленин, «за счет всего общества» достигается обеспечение «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (т. 6, с. 232). Т. обр., только марксистскому Г. удается в действительности преодолеть противоречие между личностью и об-вом (Человек и общество). Коммунистический Г, сумел разрешить и др. противоречие, к-рое были не в состоянии преодолеть все гуманисты прошлого, - противоречие между интересами отдельного класса и всего человечества, К. Маркс показал, что только пролетариат способен освободить все человечество, ибо его собственное освобождение от эксплуатации «заключает в себе общечеловеческую эмансипацию...» (т. 42, с. 98). Коммунистическая нравственность является самой гуманистической в истории человечества. Она не просто провозглашает своим осн. принципом любовь и уважение к человеку, не и ставит вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом об-ве. необходимых для гармонического развития личности (Всестороннее, целостное развитие личности). Требование Г. поэтому совпадает с целью построения коммунистического об-ва. Провозглашая приоритет общественных интересов над личными в социалистическом об-ве, коммунистическая нравственность, однако, не противопоставляет их друг другу, а исходит из приведения их к полному единству в процессе построения коммунизма. Ей чуждо также противопоставление эгоизма и альтруизма, аскетизма и гедонизма, личной свободы каждого и общественной необходимости, Все эти противоположности, характерные для предшествующей истории морали, преодолеваются в процессе созидания коммунистического об-ва.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|