|
ФЕТИШИЗМ(фр. ietichisme. от порт. волшебство) - в морали это совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей. Выражается в придании им внеисторического (естественного или сверхъестественного) характера; связан с догматизмом в морали и этическим абсолютизмом. Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы, как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-ры-ми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием. Одна из разновидностей такого явления -моральный Ф., проявляющийся по-разному. Часто в сознании людей нравственные понятия настолько прочно срастаются с теми явлениями, к-рые они характеризуют с т. зр. их морального значения (напр., «Воровство есть зло»), что людям начинает казаться, будто эти явления имеют нравственный смысл сами по себе, независимо от породивших их социальных отношений и от общественной практики человека. Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в нек-рых буржуазных этических учениях, Так, натуралистическая разновидность Ф. (Натурализм) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала, объективного духа или бога. Добро есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Такова т. зр. объективно-идеалистической и религиозной разновидностей морального Ф. (Неотомизм, Неопротестан тизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера (Интуитивизм). Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение. В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф, смыкается с фатализмом. Социальные корни морального Ф. отмирают в социалистическом об-ве, основанном на общественной собственности на средства производства, где люди ставят под свой контроль действие объективных социальных законов и начинают применять их планомерно и сознательно. По мере того как люди осознают общественный смысл тех нравственных требований, к-рые они выполняют, исчезают и условия, порождающие моральный Ф.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|