|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
ИСЛАМ(араб. - покорность), мусульманство - одна из 3 т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патриарх.-общин. строя и образования клас. араб. гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, согласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога -Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. В соответствии с вероучением И. все сущее в мире создано Аллахом и все явления и события, к-рые произошли и произойдут во Вселенной вплоть до конца света и дня страшного суда, предопределены им и происходят по его воле. Культ И. опирается на пять «столпов веры»: исповедание веры -произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязат. благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадзнж). Наряду с др. религ. обрядами и ритуалами, а также ислам, праздниками (курбан-байрам, ураза-байрам, мавлюд) «столпы веры» имеют большое значение для сохранения и укрепления влияния религии на верующих. Раз возникнув, И., как и др. религии, не оставался неизменным. В соответствии со сдвигами в обществ. жизни происходило его развитие. Оно нашло отражение в сунне -сборниках рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда. Важным стимулом для развития идеологии И. явился его раскол на 2 течения - суннизм и шиизм. После оформления 4 бо-госл.-юридич. толков (мазхабов) в суннизме и выработки ислам. догматики (10 в.) было признано невозможным дальнейшее развитие теологии, права, морали, соц. установлений. Такая позиция, сохранявшаяся вплоть до 20 в., не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиц. распространения И. В наши дни мн. мусульм. богословы признают крайне вредное воздействие этой концепции на всю обществ, жизнь народов Востока, заявляют, что соц. структуры могут быть изменяемы людьми. Вместе с тем большинство богословов из стран, находящихся в капиталистич. системе хозяйства, либо призывают правоверных возродить порядки мусульм. общины времен пророка Мухаммеда, либо видят единственно возможный путь к процветающему об-ву через введение шари-атских норм права и морали. Теологи, выступающие с подобными концепциями, нередко приходят на позиции антикоммунизма. В СССР И. также претерпел заметную эволюцию. Изменилась его политая, ориентация. Духовенство стремится внушить верующим мысль о том, что И. «помогает» сов. об-ву строить коммунизм, формировать нового человека. Однако все это не может остановить закономерный процесс ослабления влияний И. на сознание и поведение людей. Последователи И. - мусульмане составляют подавляющее большинство населения мн. стран Азии и Африки. В СССР имеются среди населения Ср. Азии, Казахстана, Азербайджана, Сев. Кавказа, Татарии, Башкирии, Грузии, Армении.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|