|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
ХРИСТИАНСТВО- одна из мир. религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римск. империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловеч. условий жизни в приходе мессии (спасителя). Христ. идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Ф. Энгельс подчеркивал, что «только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико-фи-лоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой мировой религии, способной увлечь угнетенные народные массы» (т. 22, с. 484). Со временем X. было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в нач. 4 в. в гос. религию Римск. империи. Относительно быстрому распро странению X. среди различных соц. и этнич. групп империи способствовали его космополитизм, миссионер. деятельность, абстрактность обществ .-политич. и нравств. принципов, нивелировка клас. и нац. различий. Гл. в X. — учение о ми-фич. богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, к-рый сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христ. учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Приверженцам X. внушается, что они должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воздаяние за это они получат в будущем, загробном мире. На формирование идеологии X. заметное влияние оказали вост. культы, мессиан. иуд. секты (напр., эссены), иуд.-греч. философия (учение о логосе Филона Александрийского), поздний стоицизм. Первонач. X. не были известны появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении я др. догматы. Процесс формирования христ. догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константи-ноп. вселен, соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христ. объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различных догматов. Еще более длительной была борьба, связанная с различным отношением к нек-рым обрядам, почитанию икон и т.д. В организац. отношении X. никогда не представляло собой единого целого. В процессе своего развития X. распалось на 3 осн. ветви: православие, католицизм и протестантизм. В свою очередь, в каждом из них выделились различные течения, направления, группы, секты. В наст. вр. наблюдается Глубокий кризис X. Проявлениями этого кризиса является соц.-политич. дифференциация христ. церквей и духовенства, появление левых течений и групп, ориентирующихся на прогрес. силы, пересмотр прежних откровенно прокапиталистич. доктрин и установок, интеграция различных христ. конфессий, особенно заметных в экуменяч. движении и деятельности Всемирн. совета церквей. Адаптация христ. объединений к условиям социалистич. действительности определила коренной пересмотр их соц.-политич. ориентации.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|