Религия

- духовный суррогат, претендующий на некоторую высшую духовность. Понятие относится к тем, о которых стоит поговорить, и явление не такое безобидное, как кажется на первый взгляд.

Известно, что животные не религиозны и не суеверны. Древний человек также не был ни религиозным, ни суеверным. Древний человек был исследователем мира и научился передавать потомкам заметно большее количество знаний, чем обезьяны или, скажем, волки (тоже очень умные животные). В качестве механизма передачи знаний, кроме прямого показа (язык жестов - танцы, присутствие молодых на охоте, обучение выкапыванию корешков - прямое подражание), что, в общем случае, характерно и для животных, человек начал широко использоваться речевой язык (язык звуков, слов, предложений). В силу ограниченности ресурсов отдельного человека в обществе (семье, роде, племени) всегда существует разделение труда,  что инициализирует механизм обменных отношений. Сначала они носят характер договорных: внутри семьи, племени никто не требует расписок, не нужен и натуральный обмен. По мере расширения сферы общежития как в пространстве (межплеменные отношения), так и во времени (межсезонные отношения), а также в связи с ограниченностью памяти как отдельных индивидуумов (плохая память), так и ситуационных (гибель "должников" на охоте) возникает необходимость более надежного запоминания "состояния вещей" - появляется недоверие требующее создания "механизма регулирования отношений" вождей ("банкиров") и материальных носителей (физических сигналов) - письменности и денег. Вначале письменность имеет достаточно примитивные формы: отдельные предметы и знаки (символы власти или принадлежности), амулеты, узелки, глиняные таблички (древние "библиотеки" - это скорее "банки", а глиняные книги "индивидуальные деньги" - долговые расписки). Появление денег превращает многие вещи в товары. По мере накопления общественных отношений очень быстро обнаружилось, что знания можно неплохо использовать для получения определенных благ в обществе (появились обман и хитрость). Быстрая смена поколений, обусловленная небольшой продолжительностью жизни древнего человека (кратковременная память), привела к потере знаний об "источниках знаний" - надо делать так, будет лучше, а почему будет лучше уже забылось, да и ситуация стала несколько другой: появляются догматизм и религиозность.

Исторически религия появилась на очень высокой стадии развития общества, когда в последнем накопилось достаточное количество знаний, представляющих интерес для "покупателей", чтобы стать источником "постоянного дохода". В связи с тем, что церковь продает "нематериальный товар", священнослужители со временем начали говорить о какой-то духовности - появилась вера уже как общественный институт.  Учитывая то, что ценность религиозного товара весьма и весьма относительна, церкви пришлось привычку

его потребления насаждать "огнем и мечом", что общеизвестно. Учитывая отсутствие системы обратной связи (идея Бога не более чем идея), адекватность религиозных знаний не выдержала проверки временем и постепенно была вытеснена наукой.

В то же время информационные системы (интересующие нас ступени -человек и общество)  обладают особенностью: им не надо иметь достоверную информацию, им достаточно иметь такую информацию, чтобы действовать - не более.

Ассоциативный блок.

Христос сказал: "Кто не со мной, тот против меня" - не здесь ли истоки фашизма (вспомним также религиозные войны).

Просмотров: 954
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.




Другие новости по теме:

  • АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  • Актуализация знаний
  • Актуализация знаний
  • БАЗА ЗНАНИЙ
  • База знаний
  • База знаний (БЗ)
  • ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
  • День знаний
  • Инженерия знаний
  • КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
  • КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
  • КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ
  • Капитализация знаний и квалификации
  • Качество знаний
  • Контроль знаний
  • МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (МОРТЗ)
  • ОБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Представление знаний
  • СИНТЕЗ ЗНАНИЙ
  • СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ
  • СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ
  • Схемы знаний
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Типы знаний
  • Учебная база знаний
  • Формализация знаний
  • Формализм знаний
  • представление знаний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь