|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений.
Аргумент- суждение, посредством которого обосновывается истинность какого либо иного суждения - тезиса. Аргументы, используемые в процессе доказательства некоторого суждения, должны удовлетворять следующим правилам: 1. Аргументы должны быть истинными суждениями. 2. Аргументы должны быть суждениями, истинность которых устанавливается независимо от тезиса. 3. Аргументы должны быть достаточным основанием для доказываемого тезиса. Аргументы первого вида (ad rem) - это аргументы к существу дела; они имеют отношение к обсуждаемому вопросу и направлены на обоснование истинности доказываемого положения - тезиса. Аргументы второго вида (ad hominem) - аргументы к человеку; эти аргументы не относятся к существу дела и используются лишь для того, чтобы одержать победу в полемике, споре. Обычно они затрагивают личность оппонента, его убеждения, апеллируют к мнению аудитории и т.п. Применение аргументов второго вида политиком или противником в споре является сигналом, что вторая спорящая сторона потерпела поражение и реальных разумных доводов в ее распоряжении не осталось, бороться же с ее глупостью - бесполезно. Наиболее распространенные аргументы второго вида: Аргумент к авторитету - ссылка на высказывание или мнение великих ученых, общественных деятелей, писателей и т.д. в поддержку своего тезиса. Аргумент к авторитету имеет множество разнообразных форм. Апеллируют к авторитету общественного мнения, авторитету аудитории, авторитету противника и даже собственному авторитету: "я, мол, долго этим занимался, я, мол, доктор, академик, профессионал и т.п." Аргумент к публике - ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей. Идет обращение не к своему оппоненту, а к присутствующим, иногда даже случайным слушателям. Одна из наиболее эффективных разновидностей аргумента к публике - ссылка на материальные интересы присутствующих. Если одному из противников удается показать, что отстаиваемый его оппонентом тезис затрагивает материальное положение, доходы и т.п. присутствующих, то их сочувствие будет, скорее всего, на стороне первого. Аргумент широко используется в политике, телевизионных передачах для привлечения или оболванивания избирателя (зрителя). Аргумент к личности - ссылка на личностные особенности оппонента, его вкусы, внешность, достоинства или недостатки. Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал противнику в надежде, что, затронутый комплиментами, он потеряет бдительность, станет мягче и покладистей. Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями. Обычно прибегают в споре с интеллектуально превосходящим противником. Аргумент к жалости - возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. Аргумент к невежеству - использование фактов и положений, неизвестных оппоненту, ссылка на произведения, которые тот заведомо не читал или которые не существуют в природе. Аргумент к праву - ссылка на закон, регламент, инструкцию, позволяющая прекратить дискуссию и не дать противнику довести свою аргументацию до конца. Аргумент к праву широко применяется в юриспруденции, в соответствии с которым аргументы противоположной стороны "не относящиеся", по мнению судей, к существу вопроса не выслушиваются, либо не принимаются во внимание. Аргумент к праву (инструкции) основной аргумент - бюрократа. Разновидностью аргумента к праву является также позиция: законы надо выполнять, а не обсуждать. При этом вопрос происхождения и истинности самих законов (посылок) остается за пределом спора; еще одной разновидностью аргумента к праву является регламент. К аргументам второго рода можно отнести также аргументы неявного вида, то есть такие аргументы, которых на самом деле нет. Суть данного феномена заключается в том, что говорящим произносится ряд не вызывающих сомнения положений, умных мыслей или предлагается ряд идей или правил действия среди которых "прячется" та мысль, которую необходимо "протащить" и ради которой затеян весь разговор. У значительной части слушающих при этом возникает иллюзия, что данное положение (которое может быть весьма спорным, либо далеко не единственным) обоснованно и является ответом на поставленный вопрос. В процессе реального общения стороны могут применять весь букет аргументов второго рода в собственной творческой интерпретации. Люди, использующие вышеуказанные аргументы, водят сами себя за нос, так как в наше время, - время достаточно высокого уровня грамотности - некорректные приемы ведения спора видны многим, и их применение лишь подчеркивает неспособность стороны доказать свою правоту. Кроме того, в наше весьма сложное время очень часто одержать победу в споре является недостаточным - необходимо еще и найти верное решение. Применение подобных аргументов противоположной стороной служит сигналом к тому, что нас пытаются обмануть. Ассоциативный блок. В процессе реального общения (т.е. не в споре) словосочетания, предложения и мысли, напоминающие аргументы второго вида, широко используются в качестве средств, усиливающих ту мысль, которую оратор (говорящий) пытается донести до слушателя (собеседника), например: ссылка на личности выдающихся ученых, писателей или политиков может производиться как педагогический прием, привязывающий в неявном виде тему разговора к конкретной эпохе или стране; аргумент к силе может применяться в воспитательных целях как средство, оставляющее более "глубокий след" в памяти воспитуемого и т.д.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В.Галкин. Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|