Н.Лосский: Жизнь и сочинения

Николай Онуфриевич Лосский родился в 1870г. Он учился в гимназии в Витебске. Еще в старшие гимназические годы пришло увлечение атеизмом и социализмом. За эти взгляды и их пропаганду Лосский в 1887 г. был исключен из гимназии. Ему даже пришлось бежать за границу — в Швейцарию, где продолжилось его знакомство с революционерами и революционной литературой, Впрочем, довольно быстро Лосский в них разочаровался. Он увлекся философией, намеревался поступить на философский факультет Бернского университета. И эта попытка, и намерение учиться в Алжире окончились неудачей. В 1889 г. Лосский вернулся на родину. В 1891 г. он поступил на естественнонаучное отделение Петербургского университета, а с 1894 г. снова вернулся к постоянным занятиям философией, поступив на историко-филологический факультет того же университета.

К концу 90-х годов Н. Лосский уже прошел хорошую философскую школу в России: он учился у неокантианца А.И. Введенского, лейбницеанца А.А. Козлова был знаком с Вл. Соловьевым. На рубеже веков у Лосского по существу сложилась оригинальная философская концепция, центром которой были гносеологические идеи интуитивизма. В 1901 — 1903 гг. Лосский отправился в заграничную командировку: он занимался в семинаре В. Виндельбанда в Страсбурге, в Лейпциге работал у В. Вундта, в Геттингене — у психолога Г. Мюллера. В Петербург Лосский вернулся с готовой диссертацией ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма"), которая была защищена в 1903 г. Ее доработанный текст, которому было дано название "Обоснование мистического эмпиризма" и который печатался в журнале "Вопросы философии и психологии" (1904—1905), затем уже под заголовком "Обоснование интуитивизма" вышел отдельной книгой. Она получила исключительно высокую оценку коллег и читателей, причем не только в России, но и за рубежом. На русском языке книга издавалась три раза; она выходила также в немецком (1908) и английском (1917) переводах.

Впоследствии Лосский трудился над разъяснениями и уточнениями своих идей, опубликовав работы по гносеологии и метафизике "Введение в философию" (1911), "Основные вопросы гносеологии" (1918). Еще в молодые годы, по примеру Вл. Соловьева (который, напомним, в молодости перевел "Пролегомены" Канта), Лосский делал прекрасные переводы философских сочинений. Впоследствии наиболее важным стал его перевод кантовской "Критики чистого разума" (1907, второе издание 1915). Вся эта деятельность была связана с выявлением историко-философских истоков и разработкой основных принципов интуитивизма как гносеологического учения. Затем, уже возведя гносеологический фундамент, Лосский начал выстраивать онтологические и метафизические "этажи" своей системы. Этому была посвящена его работа "Мир как органическое целое", которая вышла в качестве отдельной книги в 1917 г.

В первые годы своей деятельности в области философии Лосский, погруженный в гносеологические исследования, мало интересовался социально-философскими и политическими проблемами. Но российская история заставила мыслителя определить свои социальные идеалы и ценности. Ими стали демократическое правовое государство,  свободы личности, реформы в сфере экономики, политики, культуры. Поэтому Октябрьскую революцию Лосский не принял. Для него, как и для других российских интеллектуалов его круга, началась полоса бедствий, испытаний, гонений. В начале 20-х годов, казалось, забрезжил свет: в Петербурге оживилась деятельность Философского общества, стали печататься новые журналы. Но советская власть жестко подавила все эти инициативы, ибо политические взгляды лучших представителей интеллигенции были оппозиционными большевистскому режиму. В 1921 г. Лосского уволили из университета, запретили ему и Радлову издавать только начавший выходить журнал "Мысль". В 1922 г. философ был арестован и выслан в Германию на так называемом философском корабле.

Из Германии Лосский перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете. Теперь исследовательская деятельность мыслителя была направлена на создание этического раздела системы, который должен был дополнить уже разработанное гносеологическое и онтологическое учение. Проблемы свободы, добра, абсолютных ценностей оказались в центре интереса философа. Ряд работ по этике, задуманных и начатых в пражский период, были закончены и опубликованы позже ("Условия абсолютного добра. Основы этики"; "Свобода воли";

"Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей"). Параллельно Лосский много занимался историей русской культуры, сфокусировав свое внимание на философии. Он читал в университетах и центрах европейских стран лекции, писал статьи, посвященные философии России. Впоследствии, уже в американский период жизни Лосского, эти его исследования были обобщены в ряде работ: "История русской философии" (издана в Нью-Йорке в 1951 г.); "Достоевский и христианское миропонимание" (1951); "Характер русского народа" (1957). Много внимания философ уделил Вл. Соловьеву и развитию его идей в русской мысли XX в.

В 1941 г. в силу экономических и политических причин Лосский был вынужден покинуть Прагу. Он сначала переехал в Братиславу, где преподавал в Университете. В 1945г., после прихода советских войск в Словакию, философ вынужден был искать новое место жизни и работы. Он перебрался во Францию, а потом — в США, где жил его сын. Сначала Лосский работал в библиотеке Йельского университета. занимаясь книгами по русской культуре, а с 1947 по 1950 г. был профессором Духовной Академии Св. Владимира в Нью-Йорке. Умер Лосский в возрасте 94 лет в Париже.

Просмотров: 1492
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.)




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЛОССКИЙ
  • ЛОССКИЙ Владимир Николаевич
  • ЛОССКИЙ Владимир Николаевич
  • ЛОССКИЙ Владимир Николаевич
  • ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958)
  • ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958)
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич
  • Лосский Николай Онуфриевич
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965)
  • ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870—1965)
  • Н.Лосский: Основные принципы и идеи философского учения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Николай Онуфриевич Лосский
  • Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь