Защитные механизмы

(defence mechanisms) З. м. - это психол. стратегии, с помощью к-рых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс. Поскольку предполагается, что большинство людей мотивировано к сокращению и ослаблению этих негативных состояний, теоретики уделяли значительное внимание идентификации З. м.; рез-том стало широкое множество предполагаемых механизмов защиты. Авторы большинства теорий о З. м. - исследователи, ориентированные на психоан., начиная с Зигмунда Фрейда. В последнее время, однако, теоретиками разных направлений были предложены альтернативные объяснения соотв. паттернов поведения. Хотя существование и влияние различных З. м. широко признаются, во многом это основывается лишь на изучении отдельных случаев или казуистике, а не на рез-тах научных исслед. с должным контролем переменных. Относительно защит в целом следует учитывать три момента. Во-первых, З. м. используются, чтобы редуцировать отрицательные эмоциональные состояния или избежать их. Во-вторых, большинство З. м. предполагает искажение реальности. В-третьих, люди обычно не сознают использование большинства З. м. Если бы они сознавали искажения реальности, то эти искажения не смогли бы эффективно редуцировать отрицательные эмоциональные состояния. Вытеснение Вытеснение - это избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и напряжением. Вытеснение служит защитой, поскольку, если человек не знает о конфликтном и эмоционально нагруженном материале, конфликт и напряжение перестают для него существовать. Следует отметить три важные вещи, касающиеся механизма вытеснения. Во-первых, вытеснение есть мотивированное избирательное забывание. Это - потеря, имеющая целью избирательное удаление из сознания воспоминаний или связанных с ними ассоциаций, вызывающих у индивидуума чувство конфликта или напряжения. Во-вторых, вытесненный материал не теряется, а хранится в бессознательном. Если по к.-л. причине окажется затронутой связанная с этим материалом отрицательная эмоция, то вытесненный ранее материал может вернуться в сознание, причем его не нужно заучивать заново. В-третьих, Фрейд постулировал два типа вытеснения. Первый тип - первичное вытеснение, обеспечивающее "отказ в доступе в сознание" угрожающего материала. При этом типе вытеснения чел. как будто и вовсе не воспринимал этот материал. Фрейд называл второй тип вытеснения собственно вытеснением, или вторичным выталкиванием. Будучи уже в сознании, материал вытесняется, и чел. перестает что-либо знать о нем. Вытеснение, несомненно, - одно из наиболее важных понятий в теории личности и психопатологии. В самом деле, существование вытеснения служит предпосылкой для формирования сферы бессознательного, поскольку, если оставить в стороне понятие коллективного бессознательного по Юнгу, материал, предположительно, поступает в бессознательное благодаря вытеснению. Первичное вытеснение изучалось в лабораторных условиях. Испытуемым предлагалось вслух прочесть провоцирующие напряжение или нейтральные слова, проецируемые на экран в течение очень коротких промежутков времени. Было обнаружено, что вызывающие напряжение слова, по сравнению с нейтральными, требуют более длительной экспозиции, для того чтобы их можно было прочесть. На основании этого заключили, что участвующие в эксперименте люди не позволяли провоцирующим напряжение стимулам регистрироваться в сознании. Последующие исслед. показали, однако, что различия во времени чтения/ распознавания между вызывающими напряжение и нейтральными словами вызваны, гл. обр., тем обстоятельством, что слова, провоцирующие напряжение, были менее знакомы испытуемым, что снижало вероятность их распознавания за короткий промежуток времени. Кроме того, провоцирующие напряжение слова вызывали у испытуемых замешательство; им требовалось время, чтобы убедиться, что они правильно прочли слово, прежде чем произнести его. Подобные эмпирически обоснованные альтернативные объяснения ослабляют убедительность первоначальных экспериментальных исслед. первичного вытеснения. В исслед. собственно вытеснения использовали в основном модификации следующего подхода: участников эксперимента сначала проверяли на способность вспомнить серию нейтральных стимулов, затем у одной половины испытуемых вырабатывалась ассоциация экспериментально вызванного напряженного состояния с этими стимулами, тогда как состояние напряжения у др. половины испытуемых с ними не связывалось. Вслед за этим опять проверялась их способность вспомнить данную серию стимулов. Затем напряжение снималось, и еще раз тестировалась способность испытуемых воспроизвести по памяти серию стимулов. Рез-ты этих исслед. обычно показывали, что ассоциация стимулов с напряжением затрудняла их воспроизведение по памяти - эффект, приписываемый действию вытеснения. Было тж обнаружено, что при устранении напряжения вспоминание стимулов улучшалось, - и это интерпретировалось как рез-тат возвращения вытесненного материала. Недавно, однако, были высказаны предположения, что ухудшение вспоминания м. б. обусловлено интерференцией, вызванной эмоциональным возбуждением, а не вытеснением. В этой связи было обнаружено, что ассоциирование самых положительных эмоций со стимулами может тж ухудшать воспроизведение последних по памяти - эффект, к-рый невозможно приписать действию вытеснения. По-видимому, происходит избирательное вспоминание, однако этот процесс не вполне соответствует тому, что определяется термином "вытеснение". Подавление При подавлении чел. избегает вызывающих эмоциональное напряжение мыслей, стараясь не думать о них. Поскольку трудно вообще не думать, подавление обычно предполагает размышление о др., не связанных с напряжением, вещах, замещающее связанные с напряжением мысли. Некоторые авторы называют это избегающим мышлением или отвлечением внимания. Подавление отличается от вытеснения тем, что при нем вызывающая напряжение мысль в принципе доступна, но игнорируется и блокируется др. мыслью, тогда как при вытеснении она полностью недоступна. Важно заметить, что, в отличие от др. З. м., в нек-рых случаях чел. сознательно прибегает к подавлению. При неоднократном использовании этой защиты реакция избегания может стать привычной и использоваться вне рамок сознания. Есть много подтверждений тому, что люди действительно используют подавление и что оно оказывается эффективным в снижении уровня напряжения. Отрицание При отрицании чел. не реагирует на провоцирующие угрозу аспекты ситуации, меняя свое толкование ситуации т. о., чтобы воспринимать ее менее угрожающей. Отрицание отличается от вытеснения тем, что чел. избирательно воспринимает и по-другому интерпретирует переживаемое, а не стирает его следы в сознании. Поскольку отрицание включает избирательность внимания, этот процесс предполагает какое-то использование подавления. В силу того, что реинтерпретация играет главную и уникальную роль в отрицании, нек-рые исследователи используют для обозначения этой защитной стратегии термины "переопределение" и "переоценка". Лабораторные исслед. дают в целом непротиворечивые данные в пользу того, что люди спонтанно используют эту защиту и что она эффективна в снижении как субъективного, так и физиолог. возбуждения перед лицом угрозы. Проекция Проекция представляет собой приписывание личностных характеристик или мотивов др. людям в зависимости от собственных личностных характеристик и мотиваций чел. Было выделено три типа проекции. При атрибутивной проекции чел. сознает наличие у себя определенной черты и только затем приписывает ее др. чел. Напр., чел., сознающий свою боязнь, может проецировать страх на др. (Следует отметить, что использующий этот тип проекции сознает свое чувство, однако не сознает использования проекции.) Имеются достаточные эксперим. подтверждения существования атрибутивной проекции. Относительно ее защитной функции предполагается, что, если человека гнетет осознаваемое обладание нежелательной чертой личности, проекция этой черты на любимых или уважаемых людей дает ему возможность переоценить эту черту и тем самым сделать обладание ею менее гнетущим. Хотя есть определенные доказательства того, что нек-рые люди имеют склонность проецировать свои личностные особенности скорее на любимых или уважаемых людей, чем на кого-то др., пока нет достаточного подтверждения того, что проекция снижает субъективное или физиолог. напряжение. При комплементарной проекции чел. сознает какую-то свою особенность или свое чувство и видит причину этого в др. чел. Напр., некто, испытывающий страх, может считать др. людей опасными или враждебными. Существование комплементарной проекции экспериментально подтверждено. Считается, что защитная функция комплементарной проекции состоит в том, что она помогает чел. видеть мир более созвучным своим чувствам и действиям и оправдывать их. Пока нет, однако, достаточного подтверждения тому, что комплементарная проекция эффективно снижает субъективное или физиолог. напряжение. Наконец, при проекции сходства или классической проекции чел., не сознающий у себя определенной черты, проецирует ее на др. Фрейд рассматривал этот тип защиты как помощь вытеснению. Чел. не только вытесняет знание о нежелательной черте, но и перемещает ее за пределы самого себя - на др. Хотя этот вариант реакции считается наиболее типичным для тех случаев, когда речь идет о проекции, эмпирическое подтверждение его существования полностью отсутствует. Смещение Выделяются два типа смещения. Первый, известный как смещение объекта, происходит в тех случаях, когда чел. проявляет к одному лицу или объекту чувство, к-рое в действительности испытывается им к др. лицу или объекту. Напр., чел., к-рый разозлился на своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к жене; или чел., потерявший любимую жену, может щедро одаривать любовью своих детей. Считается, что обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить чувство в адрес первичной фигуры или первичного объекта, и потому возникает необходимость выразить это чувство по отношению к вторичной фигуре или вторичному объекту. В приведенных выше примерах агрессия не м. б. выражена по отношению к начальнику, поскольку это было бы опасно, а любовь невозможно было выразить жене, потому что ее больше нет в живых. Существование смещения объекта экспериментально подтверждено, хотя в большинстве случаев исследовательские данные свидетельствуют о смещении одной только агрессии. Защитная функция смещения объекта может иметь два компонента. Во-первых, не выражая агрессию в отношении опасной первичной мишени, чел. избегает угрозы возмездия. Во-вторых, принято считать, что выражение чувства или побуждения имеет следствием приятный катартический эффект. Т. о., в случае смещения объекта агрессии опасность избегается, а побуждение ослабляется. Имеются нек-рые эксперим. доказательства катартического эффекта. Конкретнее, смещение объекта, видимо, снижает последующую агрессию, но не ослабляет физиолог. возбуждение. При втором типе, смещении влечения, чел. перемещает энергию, связанную с одним чувством, на др. чувство и тем самым выражает чувство, отличное от вызванного у него первонач. В отличие от смещения объекта, при к-ром чувство остается прежним, а меняется мишень, при смещении влечения прежней остается мишень, меняется же чувство. Наиболее типичным примером является смещение сексуального и агрессивного драйва. Энергия, связанная с сексуальным возбуждением, перемещается, выражаемая в качестве агрессии, в то время как энергия, ассоциированная с агрессивными импульсами, начинает проявляться в сексуальной активности. Изменение чувств позволяет чел. ослабить базовое влечение, выражая его приемлемым образом. Рез-ты эксперим. исслед. смещения влечения неоднородны, малодоказательны и доступны альтернативной интерпретации, поскольку недостаточно подтверждают существование этого явления. Есть целый ряд объяснений изменения эмоциональных мишеней и эмоций, помимо перемещения. Напр., то, что выглядит как смещение объекта, м. б. следствием генерализации стимула. Реакция, связанная с определенным стимулом (лицом), м. б. вызвана др., сходным с ним стимулом (лицом). Предполагается тж, что физиолог. возбуждение первонач. психологически неспецифично и становится таковым лишь благодаря маркировке сигналами окружающей среды; т. о., при смене сигналов произойдет перенос возбуждения. Эти интерпретации исключают наличие защитной основы в понятии смещения. Регрессия Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с конфликтом, напряжением и особенно с фрустрацией, чел. может вернуться к более ранней стадии жизни, в к-рой он чувствовал себя в безопасности, и т. о. избежать актуального конфликта или стресса. Фрейд выделял два типа регрессии. При регрессии объекта фрустрированный индивидуум, оказавшийся перед невозможностью получения удовлетворения от объекта (или лица), может вернуться назад, чтобы получать удовлетворение от объекта (или лица), от к-рых он получал его ранее. Напр., покинутый любовник может искать внимания своих прежних партнерш или даже своей матери. При регрессии влечения индивидуум, фрустрированный при попытке получить удовлетворение от реализации одного влечения, может получить удовлетворение посредством деятельности, нацеленной на реализацию др. влечения (побуждения). Хотя регрессия часто приводится в качестве объяснения "незрелого" или "примитивного" поведения, наблюдаемого у больных неврозами и психозами, в литературе нет убедительных данных, подтверждающих эффективность регрессии. Идентификация Используя идентификацию, чел. принимает личностные характеристики (особенности поведения, аттитюды и т. д.) др. лица. Защитная идентификация может служить двум целям. С одной стороны, если удовлетворение к.-л. потребности представляется чел. слишком опасным, он может отождествлять себя с кем-либо, кому это удается, и т. о. получать заместительное удовлетворение. С др. стороны, идентификация с опасным или угрожающим индивидуумом создает видимость собственной силы, снижая чувство ранимости. Последний тип защитной идентификации обычно обозначается как идентификация с агрессором. Наконец, следует отметить, что имитация, к-рую можно рассматривать как поверхностную версию идентификации, дает возможность использовать к.-л. успешного чел. как модель для подражания и т. о. избежать мн. проблем, снижая стресс. Компенсация Когда чел. считает себя в каком-то отношении хуже др., он может пытаться преодолеть чувство неполноценности и связанную с ним тревогу, прилагая дополнительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Такое поведение называют компенсацией. Его защитная роль подчеркивалась в работах Альфреда Адлера, к-рый полагал, что мн. в нашем стиле жизни определяется попытками преодолеть реальные или воображаемые слабости. Адлер утверждал, что сам стал врачом, надеясь т. о. преодолеть проблемы своей физ./мед. неполноценности. Очевидно, что во мн. случаях компенсация представляет собой эффективную и адекватную реакцию. Эксперим. изучение компенсации ограничено, но подтверждает наличие этого явления. Реактивное образование Фрейд утверждал, что, если существует возможность возвращения в сознание вытесненного угрожающего материала, чел. может пытаться усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию вытесненного материала образом. Напр., если чел. угрожают вытесненные гомосексуальные побуждения, то для усиления их вытеснения он может включиться в чрезмерную гетеросексуальную деятельность. Аналогичным образом, щедрость может интерпретироваться как защита от скупости, а чистоплотность - как защита от неряшливости. Такое контрмотивированное поведение обозначается как реактивное образование. Хотя есть сообщения об аналогичных исслед. на животных, эксперим. работы, посвященные проверке существования и эффективности этого механизма у людей, единичны, а их рез-ты малоубедительны и неоднозначны. Поскольку паттерны поведения, приписываемые действию данного механизма, социально желательны, их использование может рассматриваться как попытка получить скорее вознаграждение / одобрение, чем как защита от угрозы, связанной с неосознаваемым материалом. Другие защитные механизмы Кроме описанных, выделяют и др. З. м. Большинство из них существенно перекрывается уже названными выше или не получило достаточного внимания в литературе. Рационализация м. б. определена как использование "хорошего", но не реального обоснования определенного поведения. При помощи такой стратегии чел. может дать рациональное объяснение поведения и т. о. скрыть от себя или др. менее приемлемую мотивацию. Сублимация происходит, когда чел. переводит энергию, связанную с неприемлемым импульсом или побуждением, в социально приемлемую деятельность. Во мн. отношениях сублимация идентична смещению влечения. При изоляции чел. отделяет эмоцию от присущего ей содержания и безразлично обращается с темами, к-рые в противном случае были бы угрожающими или ошеломляющими. Одним из приемов достижения изоляции является фокусирование внимания на абстрактных, технических или логических аспектах угрожающей ситуации, а не на ее эмоциональных компонентах; этот прием называется интеллектуализацией. Отмена происходит в тех случаях, когда чел. ведет себя неподобающим образом, что вызывает у него тревогу, а затем ведет себя противоположным образом, так чтобы аннулировать или сбалансировать предшествовавшее поведение, устраняя вызванную им тревогу. См. также Тревога, Теории личности, Психоанализ Д. С. Холмс

Просмотров: 1209
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО/ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО (AUTHENTIC FEELING)
  • ВЫТЕСНЕНИЕ, подавление, репрессия
  • ВЫТЕСНЕНИЯ-СЕНСИБИЛИЗАЦИИ, ШКАЛА
  • ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПРОЕКЦИИ ЗОНА (ЗОНЫ)
  • Закон проекции болевого ощущения
  • Модифицированная Методика Управляемой Проекции (ММУП)
  • НАПРЯЖЕНИЕ
  • НАПРЯЖЕНИЕ
  • НАПРЯЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
  • Напряжение
  • Напряжение
  • ОБЩЕЕ ЧУВСТВО (жизненное, соматическое чувство)
  • ОБЪЕКТА, ПОНЯТИЕ
  • Объекта понятие
  • ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА
  • ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА КОНФЛИКТА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЛУХОВЫЕ ОБЛАСТИ (ПРОЕКЦИИ)
  • ССЫЛКИ НА СЕБЯ, ЭФФЕКТ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Ссылки на себя эффект
  • Технические средства статической проекции
  • Уровень пассионарного напряжения системы (пассионарное напряжение)
  • ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ
  • Чувство бессознательного
  • Чувство времени
  • Чувство угрозы
  • Эффект ссылки на себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь