Средний возраст

(middle age) Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие чел., определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся где-то в конце четвертого десятилетия, другие ученые относят к среднему возрасту период от 40 до 60 лет. Чтобы составить себе более или менее полное представление о чел. среднего возраста, лучше всего охарактеризовать этот период жизни в нескольких аспектах: возрастного развития, физиолог., интеллектуальном, сексуальном, социально-политическом и психол. Средний возраст как стадия развития. Эрик Эриксон теоретически допускал, что С. в., как и др. периоды жизни, ставит перед людьми определенные задачи развития и требует от них овладения определенными умениями и навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное спокойствие на следующей стадии жизни. Согласно Эриксону, главная задача развития в С. в. заключается в выборе между стагнацией эго и тем, что сам Эриксон называл генеративностью, т. е. распространением интересов эго за пределы интересов к себе - на более широкие области идентификации с другими людьми, со всей совокупностью людей в целом и с будущими поколениями. Эльзи Френкель-Брунсвик, опираясь на результаты своих исслед. в Австрии, пришла в выводу, что в С. в. люди переживают самый спокойный (stabilizing) период жизни, пожиная плоды своих усилий, затраченных в более молодые, но и более неспокойные и напряженные годы. В С. в. они, наконец, устанавливали прочные привязанности, определялись с постоянным местом жительства, выбирали дело жизни и переживали наиболее продуктивные периоды профессиональной и творческой деятельности. Ее данные подтверждают представления Эриксона об этой стадии. Физиологическая характеристика. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о том, что С. в. - это период, в к-ром повышаются все сенсорные пороги (и, соответственно, снижается чувствительность). После 30 лет начинает снижаться основной обмен веществ и уменьшаться вес головного мозга. Сократившееся кровоснабжение гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы и гонад приводит к макроскопическим гистологическим изменениям и, несмотря на увеличение содержания кальция в тканях, люди С. в. испытывают убывание физ. силы, физ. выносливости и физ. привлекательности. Рост людей также начинает уменьшаться после 30 лет; что касается веса, то у мужчин он стабилизируется примерно в это же время, тогда как женщины, видимо, могут прибавлять в весе до 54 лет, по всей вероятности, вследствие гормональных изменений. Интеллект. Хотя более поздние исслед. Торндайка показали, что пик способности к научению (learning capacity) приходится на возраст от 22 до 25 лет, сравнительный анализ многочисленных исслед. возрастных изменений умственной способности (mental ability), к-рый провели Содди и Кидсон, позволяет сделать следующий вывод: если пренебречь незначительными колебаниями, максимум достигается в промежутке между 15 и 29 годами, причем все исслед. обнаруживают медленное, непрерывное снижение большинства способностей (abilities) вплоть до 60 лет, когда происходит заметное ускорение снижения способности к научению (learning ability). Отмеченное снижение существенно выражено в оценках механической памяти и показателях таких субтестов, как "цифровые символы" и "складывание объекта", и гораздо меньше - в показателях субтестов "словарь" и "общая осведомленность". Сексуальность. Что касается сексуальной жизни, то она, как известно, не начинается одновременно с приобретением способности к воспроизведению потомства и не прекращается вместе с утратой этой способности. Мужчины, обнаруживающие высокий уровень сексуальной активности в свои продуктивные годы, сохраняют его и в постклимактерический период. Аналогичные результаты, полученные в исслед. женщин, послужили основанием для предположения, что душевное состояние (psyche) женщины играет не меньшую, а, возможно, и большую роль в регуляции полового влечения и сексуального поведения в постклимактерический период, чем ее эндокринная система. Социально-политическая характеристика. Несмотря на то что мы живем в об-ве, к-рое может ориентироваться на молодость, управляют им люди среднего возраста, у к-рых есть деньги, соц. положение, знания и умения, компенсирующие их уменьшающиеся физ. активы. С. в. - это период, когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают больше влияния и значимости как обладатели власти, практ. умений и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с мужчинами среднего возраста, с к-рыми они меняются ролями. Вопреки распространенному мнению об обесценивании старости в промышленных обществах, антропологические исслед. старения во многих культурах показывают, что повсюду женщины среднего возраста (да и пожилые, если они здоровы и не требуют ухода за собой) становятся объектами любви и уважения среди своих родных и воспринимаются как члены об-ва, вносящие важный вклад в качество жизни и в промышленных, и в аграрных культурах. Психологическая характеристика. Так называемый кризис середины жизни, переживаемый некоторыми людьми среднего возраста, может быть следствием того, что они рассчитывали на дивиденды с долгой и преуспевающей жизни, имели благоприятные возможности реализовать мечты, а в итоге обнаруживали, что получили слишком мало. Конечность жизни начинает все более ясно осознаваться в С в., и сознание того, что уже поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, причиняет многим страдания. См. также Развитие взрослых, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни Н. Р. Хаймовиц

Просмотров: 1924
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Жизнь после жизни
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Кризис середины жизни
  • Кризис середины жизни
  • КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
  • Кризис середины жизни
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • ПЕРИОД ИНКУБАЦИОННЫЙ, ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ, ПЕРИОД СКРЫТЫЙ
  • ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЁНКОМ до достижения им возраста полутора лет
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Развитие на протяжении жизни
  • Самоубийство как образ жизни
  • Стадии жизни человека
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • Упирать на что-л
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я знаю, что ничего не знаю



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь