Педиатрическая психология

(pediatric psychology) П. п. находится на пересечении психологии развития (developmental psychology), психологии здоровья и детской психопатологии. Этот термин был предложен Л. Райтом в 1967 г., когда он определил педиатрического психолога как "любого психолога, работающего преимущественно с детьми в условиях медицинского учреждения, не являющегося психиатрическим по своему профилю". "Журнал педиатрической психологии" (Journal of Pediatric Psychology) определяет П. п. как "междисциплинарную область, адресующуюся к полному спектру физического и психического развития, проблемам здоровья и болезни, затрагивающим детей, подростков и их семьи". Потребность в этой области психологии впервые обозначил в 1930 г. педиатр Дж. Андерсон. Первым психологом, предложившим тесный союз психологии и педиатрии, стал Дж. Каган, сделавший это в совместной с Л. Райтом статье 1967 г. в журнале "Американский психолог" (American Psychologist), дата публикации к-рой принята за официальную дату рождения этой области. Общество педиатрической психологии, образованное в 1968 г., яв-ся 5-й секцией 12 отделения Американской психологической ассоциации. П. п. отличается от детской психологии тем, что вмешательство здесь обычно носит мед., а не психиатрический характер. Большая часть работы в области П. п. проводится в университетских мед. центрах, однако эта область постепенно вышла за пределы клиник высших учебных заведений в общественные больницы, а также пункты первичной мед. помощи частных групп мед. специалистов и индивидуально практикующих врачей. Потребность в этой области явилась следствием успехов детской медицины, а также прогресса в педиатрии и в психологии. Оборотной стороной способности врачей спасти жизнь большему числу детей яв-ся рост показателей заболеваемости. Прогресс в медицине привел к тому, что мн. из ранее неизлечимых болезней приобрели характер хронических заболеваний, в результате чего возросло число детей, к-рые вынуждены справляться с резидуальным дистрессом, длительными или постоянными процедурами лечения и его последствиями. Каждый такой ребенок включен в структуры семьи, служб здравоохранения, образовательных учреждений и общины, и все эти структуры испытывают на себе влияние состояния физ. и психол. здоровья ребенка. Педиатры особенно близко подошли к пониманию того, что эффективное лечение болезни требует обращения к поведенческим, психол. и соц. вопросам. Исслед. показывают, что более половины посещений педиатра сопряжены с проблемами в поведении или учебе, что 2/3 детей, находящихся под наблюдением педиатра, могла бы оказать пользу психиатрическая консультация, и что часто оказывающиеся в больницах дети с большей вероятностью имеют психиатрические симптомы, проблемы с обучением или поведенческие расстройства. Педиатрический психолог функционирует как член медицинской бригады и может выполнять вспомогательную, консультативную роль или быть равноправным ее членом. Услуги, предоставляемые педиатрическими психологами Психологическая оценка. В контексте мед. окружения, в оценке нуждаются не только чисто психол. факторы, наряду с этим внимание должно уделяться медицинскому статусу ребенка, его влиянию на поведение ребенка, его психол. воздействию, и требованиям процедур лечения и их воздействию на ребенка. Оценке подлежат релевантные семейные факторы, включая соц. и финансовые ресурсы, отношение к здоровью, изменения в семье, вызванные болезнью, и взгляд семьи на эту болезнь. Релевантными являются переменные системы здравоохранения, в т. ч. доступность мед. помощи и функционирование пациента и семьи в рамках этой системы, а также переменные более широкого социокультурного окружения (напр., существующее в культуре отношение к какому-либо конкретному диагнозу, такому как СПИД). Помощь в следовании предписаниям врача. Одна из часто выполняемых педиатрическим психологом ролей связана с оказанием пациенту помощи в соблюдении мед. предписаний. Несмотря на то, что следование предписаниям врача яв-ся проблемой всей мед. психологии, П. п. особенно часто имеет дело с пациентами, к-рые могут не понимать необходимости в своем лечении и находиться под влиянием связанных с возрастом потребностей в достижении независимости, противостоящих необходимости в повиновении требованиям врача. В этой роли психолог может рассматриваться в качестве агента мед. системы, работающего на благо пациента. Управление болью. Психологи располагают умениями, могущими служить альтернативой или дополнять фармакологические способы управления болью (pain control). Для предупреждения боли могут использоваться такие методы, как обучение релаксации, релаксация на основе биолог. обратной связи и гипноз. У детей боль может приводить к возникновению различных форм поведения (раздражительности, стремления к уединению или регрессии). В качестве поведенческих экспертов, педиатрические психологи могут работать в сотрудничестве с другими мед. специалистами в проблемах распознавания и реагирования на боль наиболее подходящим и эффективным образом. Лечение психогенных заболеваний. Врачи испытывают разочарование и нередко досаду, когда обнаруживают у своих пациентов психол. "обусловленные" заболевания. Врач понимает, что такое заболевание не имеет органической основы, однако почти не располагает инструментами для оказания помощи пациенту, переживающему явный дистресс. В свою очередь пациенты, как правило, убеждены в "реальности" их заболевания, и также начинают испытывать досаду и разочарование, когда игнорируется или принижается их дистресс. Когда врач рассматривает психолога как члена бригады здравоохранения, это способствует укреплению доверия пациента к системе, к-рая относится к лечению его дистресса с должной серьезностью. Этика и защита интересов ребенка. Мед. достижения принесли с собой сложные этические проблемы. Педиатрический психолог находится в уникальном положении, обязывающем его оказывать помощь не только мед. системе, но также пациенту и его семье. Когда требуется принять решение о том, стоит ли продолжать лечение, помочь мед. системе понять психол. воздействие ее лечения, или распознать более трудноуловимые формы плохого обращения с пациентом, педиатрический психолог способен удовлетворить потребность, к-рую не может удовлетворить никакой др. чел. внутри системы. Исследования Любая новая научная область должна утверждать себя не только через оказание услуг, но и через исслед. Психологов готовят не только как практиков, но и как исследователей, лишь профессиональный специалист в мед. системе извлекает пользу из этой конкретной модели подготовки. Т. о., психологи несут ответственность за увеличение базы знаний П. п. От педиатрического психолога требуется ряд личных качеств. Во-первых, он должен понимать движущие им личные и профессиональные мотивы, поскольку педиатрические психологи часто работают с людьми, к-рые по сути не имеют проблем с психич. здоровьем, но тем не менее нуждаются в их услугах. Педиатрический психолог должен обладать высокой толерантностью к фрустрации, поскольку нередко к ним направляют совершенно не готовых к этому пациентов или родителей, либо обращаются в случаях, когда пациент намеревается покинуть больницу, а иногда в больнице могут в недостаточной степени признавать компетентность психолога, вследствие чего другие специалисты могут не всегда выполнять его рекомендации. Педиатрический психолог должен избегать профессионального фанатизма, работая в терапевтических бригадах. Работающие в них специалисты, такие как мед. сестры, соц. работники и физиотерапевты, придерживаются отличных концептуальных моделей, к-рые следует понимать и уважать. У него также должна быть толерантность к непредсказуемому графику работы, связанному с внезапно возникающей необходимостью в его услугах. Психологу часто приходится работать с недружелюбно настроенными пациентами, которые не понимают необходимости своего направления к нему и работы с ними психолога. Подготовка яв-ся наиболее острой проблемой в П. п. Обществом педиатрической психологии периодически проводятся конференции, специально посвященные разработке стандартов подготовки. Для полноценной деятельности признана необходимость в овладении 4 областями знания: общая психология, клиническая психология, психология развития и психология здоровья. Подготовка в 1990-х гг. чаще всего осуществляется через интернатуру или на уровне постдокторской специализации, несмотря на существование некоторых аспирантских программ со специализацией в П. п. Доступ к информ. об имеющихся программах, интернатурах и стипендиях можно получить в Обществе педиатрической психологии. См. также Жестокое обращение с ребенком, Детская психология, Страхи детей, Эмоциональное заражение, Семейные кризисы, Потеря и горе Дж. Хоффман

Просмотров: 1448
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру
  • Компетентность в психологии
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • Социализация (в психологии развития)
  • Стратегия в области здоровья и здравоохранения (HEALTH STRATEGY)
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Философские проблемы психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • биографические методы (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • заражение (в психологии)
  • обьект исследования (в психологии)
  • потребность (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь