Оценка программ

(program evaluation) В исслед. по О. п. используются аналитические инструменты из соц. наук для исслед. соц. программ, выбираются критерии выполнения и оценивается эффективность программы. О. п. проводится с целью оказания помощи в принятии рациональных решений по соц. программам заказчиками, руководителями программы и политическими деятелями. Исслед. по О. п. наиболее часто применяется к финансируемым мероприятиям, проводящимся под эгидой официальной организационной структуры с назначенным штатом, соответствующими полномочиями, определенным бюджетом и т. д. Исслед. по О. п. применялись ко многим из программ Нового курса (New Deal) эпохи Ф. Д. Рузвельта, однако наиболее сильный толчок к своему развитию они получили в 1960-х г. под влиянием программ Великого общества (Great Society) Линдона Джонсона. В тот период федеральное правительство приступило к финансированию массированных программ по ликвидации нищеты, устранению ветшания городов и улучшению образования меньшинств и экономически неблагополучного населения. Необходимость в оценке этих программ предписывалась большинством поддерживающих законодательных актов, и были заказаны многочисленные исслед. для оценки альтернативных новых программ и, в некоторых случаях, для получения политической поддержки новым предложениям. Подходы и методики. Исслед. по О. п. не представляют собой единой области. Они не имеют концептуальной или методологической парадигмы и характеризуются лишь некоторыми согласованными принципами и практиками. Сообщество исследователей-оценщиков программ объединяет скорее общая цель, нежели общие методы. Водораздел между различными подходами к исслед. по О. п. проходит между теми, кто придает главное значение оценке, и теми, кто делает упор на исслед. Согласно оценочной перспективе, для того чтобы адекватно оценить значение некоторой программы, надлежит изучить все стороны этой программы, к-рые вносят вклад в ее полезность. К ним относятся цели, результат, персонал, организационная структура, бюджет, мораль и потребность. Столь широкое исслед., однако, выходит за пределы возможностей методологии традиционной социол., по крайней мере за пределы ее более жестких требований к строгости эксперим. планов и валидности количественного измерения. Поэтому внутри оценочной перспективы наблюдался неуклонный рост в применении более широких и более гибких, хотя и менее точных, методов. Такие подходы позволяют осуществлять то, что было названо "реагирующей" оценкой - т. е. изучение конкретных проблем, с к-рыми сталкиваются лица, принимающие решения (ЛРП) и потребители программы, и регулярное оповещение о результатах, дабы обеспечить их оптимальную полезность. Исследовательская перспектива видит свою задачу в том, чтобы, используя как можно более надежные методы, определить, действительно ли некоторая соц. программа приносит ожидаемые эффекты. В рамках этой перспективы соц. программы рассматриваются как случаи организованной соц. инженерии, имеющей целью достижение специфических результатов. Подобная причинно-следственная концепция полностью согласуется с методологией контролируемого экспериментирования и количественного измерения, исповедуемой социол. Надлежащим образом реализованные, такие эксперим. сравнения позволяют получить относительно недвусмысленные оценки влияния соц. программы на предполагаемых получателей ее благодеяний и, следовательно, ответ на осн. оценочный вопрос: "Принесла ли эта программа желаемый эффект?" В дополнение к этим относительным крайностям контролируемого экспериментирования и качественного этнографического изучения заслуживают упоминания несколько др. специфических методов О. п. Иногда, напр., возникает вопрос о том, соответствует ли некоторая программа потребностям об-ва, охватываемого района или целевых пользователей. Для такого рода ситуаций был разработан ряд процедур, известных под общим наименованием "оценки потребностей". Ее наиболее распространенными компонентами являются опросы различных групп населения или ключевых информаторов, изучение агентств, предоставляющих услуги, и анализ соц. индикаторов (напр., данных переписи населения). Другого рода вопрос, возникающий в связи с О. п., может быть связан с тем, в какой мере данная программа яв-ся сама подходящим кандидатом для оценочного исслед. "Оценка способности поддаваться оценке" (evaluability assessment) используется для формальной квалификации программы и определения тех оценочных подходов, если таковые имеются, к-рые могли бы для нее подойти. Другой специализированной процедурой яв-ся анализ издержек и выгод (benefit-cost analysis), заимствованный из области экономики. Его целью яв-ся определение выгод от программы в их денежном выражении и сравнение их с затратами на различные альтернативные программы или внедрение программы. Наконец, существует целый ряд ориентированных на управление подходов, к-рые различаются по своей пригодности к решению оперативных задач управления, с к-рыми сталкиваются администраторы программ. Анализ решений (decision analysis) использует статистическую теорию решений с целью поддержки принятия управленческих решений в ситуации неопределенности. Мониторинг достижения целей (goal-attainment monitoring) и аналогичные процедуры классифицируют цели программы и обеспечивают системы информ. обратной связи, которые регулярно информируют руководителей программ о продвижении в направлении этих целей. По мере накопления результатов многочисленных оценочных исслед,, проводящихся в конкретной области программ, образуется ценный архив информ. в отношении различных подходов к оценке и их общих эффектов. Одна из разновидностей исслед. по О. п., известная как "метаанализ", адресуется к проблеме интеграции исслед. и выявления общих паттернов полученных результатов. Организационные аспекты. В течение 1970-х гг., исслед. по О. п. начали приобретать черты организованной области специализации. Возникли различные профессиональные орг-ции и образовались менее формальные оценочные группы в ряде существующих профессиональных орг-ций. Появились профессиональные журналы, посвященные исключительно исслед. по О. п. и связанным с ними вопросам. Вместе с возросшей академической идентичностью стали разрабатываться программы обучения, предназначенные специально для исслед. по О. п., преимущественно как области специализации в рамках традиционной учебной программы по социол. Несмотря на свою возросшую дисциплинарную идентичность, О. п. по-прежнему остается междисциплинарной областью с т. зр. первичной профессиональной принадлежности ее специалистов. Более того, в ней не наблюдается к.-л. одной преобладающей дисциплины, хотя большинство членов яв-ся специалистами в области общественных наук, прежде всего социол. Т. о., исслед. по О. п. остаются связующей дисциплиной - разнообразным, не поддающимся четкому определению набором понятий и методов, охватывающим традиционные соц. науки и мир соц. программ и проблем, к к-рым они адресуются. См. также Прикладные исследования, Измерение, Обсервационные методы, Организационная диагностика М. Липси

Просмотров: 1417
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • “КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ”
  • «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
  • »КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
  • Альтернативные докторские программы
  • Дополнительные образовательные программы
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Клиент программы
  • Модуль учебной программы
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Образовательные программы
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Образовательные программы
  • Образовательные программы и учебники
  • Образовательные программы и учебники
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  • ОСОБЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА
  • Программы психического здоровья
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • СЛОЖНОСТЬ УЧЕБНИКА (УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ)
  • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ по улучшению положения детей
  • ШАГ ПРОГРАММЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь