Обряды перехода

(rites de passage) Концепт и сам термин "О. п." связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений; обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву - принять его в этом статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах: отделение (separation), промежуточное состояние (transition) и включение (incorporation), - хотя в различных ситуациях к.-л. из стадий может придаваться особое значение. Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе - О. п. можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия - вторая, на к-рой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом к.-л. отдельной части об-ва; т. о., на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для об-ва. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением (containing) этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском. В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоан. подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации - точнее, обрядах физиолог. зрелости, - и рассматривают остальные как производные или вторичные. Считается, что совр. об-во менее всего зависит от ритуалов, и именно по этой причине теории ритуала вынуждены опираться на данные из отдаленных мест и времен. Однако нек-рые рудиментарные обряды продолжают существовать, и мы по-прежнему можем обнаружить законченные ритуалы, правда уже утратившие свое былое значение и универсальность. Др. подход к О. п. в совр. об-ве заключается в объяснении их заменителей и возрождения ритуалов. При наличии соц. или индивидуальной необходимости в осуществлении переходов нам следует искать свидетельства эффектов их отсутствия или их повторного возникновения в об-вах, где было отвергнуто сакральное. Ритуалы т. н. контркультур, в частности, являются наглядной иллюстрацией острой потребности в новых ритуалах. Ценность этого понятия лежит в привлечении внимания к точке пересечения индивидуального, условий жизненного пути и сохранения общественного порядка, и в настойчивом подчеркивании ненадежного, чреватого угрозами и опасностями состояния человека, подвергающегося этим переходам. См. также Культурный детерминизм, Национальный характер, Ритуальное поведение К. У. Бек

Просмотров: 1323
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЛИ ЦЗИ» («Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов»)
  • ВАН АНЬШИ, Ван Цзефу (1021- 1086)
  • Ван Лин-гуань («чудесный чиновник Ван»)
  • ВАН ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань)
  • ВАН ФУЧЖИ (Ван Чуаньшань, Ван Эрнун, прозвище Цзянчжай)
  • ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь)
  • Обряд инициации RITE OF PASSAGE
  • Обряд перехода
  • ОБРЯД ПЕРЕХОДА
  • ОБРЯДЫ ПЕРЕХОДА
  • Обряды перехода
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • РИТУАЛЫ ПЕРЕХОДА
  • Ритуалы перехода
  • Специальные социологические теории, или Теории среднего уровня
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
  • Стадии жизни человека
  • Стадии онтогенеза человека
  • Стадии развития человека
  • СТАДИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Стадии эволюции человека
  • СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАДИЯ (или УРОВЕНЬ, или ПЕРИОД)
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕТЫРЕ СТАДИИ УЧЕНИКА СУФИЯ НА ПУТИ СУФИЗМА
  • Эмфаза посредством переходов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь