Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
Невербальное поведение(nonverbal behavior) Н. п. вызывает интерес постольку, поскольку представляет собой неречевую передачу информ. между людьми. Невербальная коммуникация может включать массовую коммуникацию с помощью таких средств, как телевидение, иск-во и различного рода графика. Анализ Н. п. и коммуникации касается зрительного, слухового и тактильного каналов непосредственного взаимодействия между людьми. При большинстве встреч в повседневной жизни используются неск. каналов одновременно, напр. мать в магазине, упрекающая ребенка за то, что он взял конфеты с полки, может показывать пальцем на эти вещи, говорить более строгим голосом и грозить пальцем, давая тем самым сигнал "нельзя". Ученые и практики давно сознавали важность Н. п. Их основной интерес был направлен на эмоции, что объясняется работой Ч. Дарвина "О выражении эмоций у человека и животных" (The expression of the emotions in man and animals). З. Фрейд красноречиво заметил: "Имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться в том, что ни один смертный не в силах удержать секрет. Если его уста молчат, он постукивает кончиками пальцев; измена сочится из каждой его поры". Тем не менее, до 70-80-х гг., когда были улучшены технология записи и процедуры оценки, проводилось не так много эмпирических исслед. Теперь спектр методов исслед. Н. п. весьма широк, от социальных до физиологических, и включают они в себя системы описания и средства измерения индивидуальных различий в передаче и приеме когнитивной и эмоциональной информ. Зрительный канал для невербальной коммуникации включает внешний вид, дистанцию, жесты, позу, выражение лица и контакт глаз. Для людей во всем мире естественно давать подсказки относительно статуса и убеждений с помощью одежды, стиля прически и украшения тела. Пол, возраст, принадлежность к группе и личная идентичность - все это позволяет многое узнать о человеке и отличить его от других. Использование пространства в поведении, иногда наз. проксемикой, различается в зависимости от людей и их культуры. Напр., арабы и латиноамериканцы при разговоре стоят ближе друг к другу, чем жители Северной Европы, а в Северной Америке приятели стоят ближе, чем незнакомцы. Язык жестов, движений и поз (иногда наз. кинесикой) - важная разновидность невербальных сигналов. Дети в США рано усваивают, что на прощание надо помахать рукой, а взрослые узнают много невербальных способов самовыражения, от приятельского рукопожатия до непристойных оскорбительных жестов. Напр., в обширном исслед. 25-ти жестов в 40 местностях различных стран Европы Д. Моррис и др. обнаружили, что жест "сделать нос" является широко применяемым знаком насмешки, в то время как прикосновение к уху или кольцо, образованное большим и указательными пальцами, имеют неск. различных значений в зависимости от местности. Осн. часть исслед. по визуальным аспектам невербальной коммуникации имела отношение к мимическому выражению эмоций. Использовав надежную оценочную методику с применением фотографий, Экман и др. продемонстрировали, что шесть базисных эмоций распознаются практически во всех культурах: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Ряд исслед. показал, что эмоциональное выражение связано с привлекательностью, симпатией, доминантностью и др. переменными, а угрожающие лица кажутся выделяющимися из толпы. Изучение голосовых знаков (иногда наз. паралингвистикой или просодией) включает в себя осн. и дополнительное значения, передаваемые аспектами речи помимо открытого содержания. Нек-рые исследователи анализируют звуковые волны механическим образом и получают отпечатки голоса. Другие убирают узнаваемые слова из голоса посредством различного рода изменений звуковых записей. Исследователи тж могут сохранять содержание, но просить дать оценку эмоциям либо тонким нюансам значения. Как известно любому актеру или театралу, слово или предложение может подразумевать различные значения при изменении ударения, тона и т. д. Один из примеров такого подхода - тест подразумеваемых значений (Test Of Implied Meanings, (TIM)) - продемонстрировал свою полезность в дифференциации между опытными терапевтами и др. людьми, а тж гендерные различия в пользу женщин. Дж. Холл, проведя метаанализ большого количества исслед., показала, что женщины успешнее мужчин в передаче и приеме невербальных эмоциональных сообщений. Наиболее известным - из всех к.-л. разработанных - паралингвистическим тестом является профиль невербальной сензитивности (Profile Of Nonverbal Sensitivity (PONS)). PONS, включающий в себя как зрительные, так и слуховые стимулы, проведен более чем на 200 выборках в США и др. странах. Среди мн. находок обнаружено превосходство экспрессивной мимики по точности над др. каналами, относительная значимость слухового канала для менее образованных людей и детей младшего возраста, умеренно большая точность женщин по сравнению с мужчинами в использовании эмоциональных признаков-подсказок, более высокая точность для более совр. культур и низкая корреляция между PONS и мерами интеллектуальных и академических способностей. Др. каналы коммуникации исследовались достаточно мало. В ряде исслед. получены данные, что приятные прикосновения (исключая сомнительные или оскорбительные) свидетельствуют, в общем, об установлении положительных отношений. Краско и Ветцель давали инструкцию официанткам слегка и на краткий миг касаться руки или плеча клиентов в процессе обычного обслуживания; результаты показали, что клиенты, к к-рым прикасались, оставляли больше чаевых. Холл определила четыре различные личные зоны, от интимной (ближе, чем 45 см) до публичной (8 м и более), каждая из к-рых требует различного поведения и предоставляет различные каналы коммуникации между людьми. Существующая эмпирическая литература содержит множество следствий для приложений соц. науки, напр. тренинга соц. навыков и психотер., но эти области все еще требуют более широких исслед. Когда теории и методы будут более детально разработаны, их можно будет все активнее применять к решению тех задач, к-рые ставит перед нами многоканальная сложность повседневной деятельности в естественном окружении. См. также Анализ поведения, Теория коммуникации, Кросс-культурная психология, Теснота, Экспрессивная мимика, Зрительное восприятие Н. Д. Сандберг Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|