Межличностная коммуникация

(interpersonal communication) Под М.к. понимается процесс передачи информ. неким источником др. конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе личных взаимодействий, однако они могут также реализовываться с использованием почты, телефона или других электронных средств. Г. Д. Лассуэлл смог выразить в одном предложении большую часть предмета чел. коммуникаций: "Кто - сообщает что - по какому каналу - кому - с каким эффектом?" Шеннон и Уивер применили к чел. коммуникации принципы электротехники. В качестве источника сообщений можно рассматривать разум коммуникатора. По-видимому, сообщения возникают в головном мозгу и кодируются для передачи др. людям. Источник должен иметь средства передачи информ., такое как устная речь, жесты или письмо. Сообщение кодируется и посылается как сигнал получателю, к-рый должен декодировать данное сообщение. Т. о., конечным пунктом назначения сообщения является разум целевого объекта или индивидуального получателя. Эта информ. модель оказывается полезной при рассмотрении некоторых чрезвычайно важных вопросов в отношении М. к. Следует отметить, что источник может непреднамеренно передавать информ. другим, как это происходит в тех случаях, когда невербальные признаки выдают лжеца. Конечно, источник при этом может даже не отдавать себе отчета в к.-л. коммуникации. Намеренные коммуникации могут рассматриваться с т. зр. того, насколько точно интерпретации источника принимаются целевым объектом. По мнению ряда теоретиков, в основе процесса коммуникации лежат разделяемые интерпретации, а не просто обмен информ. Любые помехи точной передаче информ. называют шумом в системе коммуникации. Шум может возникать вследствие нечеткости кодирования, проблем с каналами, по которым передаются сигналы, или ошибок декодирования, допускаемых целевым объектом. Из этого вовсе не следует, что любое несогласие между двумя людьми можно отнести за счет шума. Целевой объект может оказаться способным воспринять т. зр. источника и полностью понять предлагаемую интерпретацию, и тем не менее не согласиться с ней. Часто люди убеждены в том, что их не понимают, когда в действительности другие люди просто не согласны с ними. Путаница в разграничении языка и коммуникации часто имела место даже среди специалистов. Чтобы провести такое разграничение, необходимо понять различия между знаками, сигналами и символами. Знаки - это средовые стимулы, к-рые организм связал с другими событиями. Знаки жестко и напрямую связаны с сопутствующими им событиями. Сигналы - это знаки, вырабатываемые живыми организмами. Большинство животных могут использовать сигналы в их взаимодействии с др. животными. Так, птицы могут издавать любовные призывы, насекомые могут передавать запахи, а обезьяны прибегать к угрожающим жестам. Символ, подобно сигналу, имеет референт. Однако символы не обязательно соотносятся с физ. реальностью и могут не иметь пространственно-временных отношений со своими референтами. Символы приобретают свое значение в сообществе пользователей, а не через связь с референтом. Использование символов делает возможным развитие разнообразных абстрактных областей знания, таких как история, литература, религия, иск-во и наука. Кроме того, оно обеспечивает основу для конструирования индивидуумом соц. реальности, включая Я-концепцию. Существующие данные указывают на то, что символы используются только людьми. Поэтому символ, по-видимому, означает важный разрыв в филогенетическом ряду между людьми и всеми др. формами жизни. Язык является средством обработки информ. и используется для сохранения, изменения, продуцирования и передачи информ. Анализ М. к. был бы неполным без принятия во внимание этих символических аспектов языка. Одним из важнейших свойств символов является то, что они могут соотноситься с целыми классами объектов, и могут обладать разнообразными значениями. Тем самым, ошибки в коммуникациях оказываются не только частыми, но и неизбежными. То есть, шум становится неизбежным сопутствующим свойством М. к. Ситуации и взаимоотношения с другими обеспечивают контекст, в рамках к-рого люди могут добиваться общей интерпретации сообщений и таким образом снижать эффекты шума. Характеристика индивидуумом соц. ситуации, как правило, зависит от конкретных ожиданий в отношении поведения других, правил, к-рые определяют и регулируют взаимодействия и направляют поведение. Эти ожидания обеспечивают некую систему координат, в которой данный индивидуум кодирует и декодирует информ. Коммуникации выполняют целый ряд функций. Они позволяют координировать поведение людей в группе. Межличностная коммуникация также используется для обучения, в ходе к-рого каждый чел. помогает другому в овладении умениями и навыками или в формировании новых систем координат. Вероятно, наиболее важной из всех функций коммуникаций является их использование в качестве средства влияния на др. людей. Сообщения, применяемые с целями реализации власти или оказания влияния, могут рассматриваться как действия, обладающие столь же мощными последствиями, как само поведение. Поэтому коммуникативные действия иногда называют речевыми актами. Речевые акты, выполняющие функцию контроля подкреплений, могут принимать форму угроз или обещаний, к-рые могут яв-ся условными или безусловными по своему характеру. Обещания, в отличие от угроз, влекут за собой принятие источником моральных обязательств по их выполнению. Существует категория речевых актов, к-рые можно классифицировать как средства информ. контроля. Убеждение яв-ся попыткой источника оказать влияние на решения, принимаемые целевым объектом. Среди видов убеждающих коммуникаций выделяют предостережения, ложь и взывание к чувству долга. Другая классиф. речевых актов связана с их функцией как средств самопрезентации. Субъекты ("акторы") проецируют определенные идентичности на др. людей и используют разнообразные тактики для выработки желаемых идентичностей в глазах других. К наиболее известным речевым актам, связанным с управлением впечатлениями, относятся оценки, присвоение титулов, повышение в ранге и заискивание. Жесты, визуальный контакт, телесные позы и использование межличностного пространства могут либо заменять вербальные коммуникации, либо служить в качестве контекста, позволяющего интерпретировать вербальные коммуникации. В большинстве случаев невербальные реакции действуют подобно сигналам и не связаны с передачей символических форм информ. См. также Межличностное восприятие, Язык у человекообразных обезьян, Психолингвистика, Символическая интеракция Дж. Т. Тедеши

Просмотров: 1300
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Аудитория в массовой коммуникации: контакт
  • Барьеры коммуникации
  • ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (SECOND RULE OF COMMUNICATION)
  • Восходящие коммуникации
  • КОММУНИКАЦИИ
  • КОММУНИКАЦИИ МОДЕЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ ПРОГРАММА
  • КОММУНИКАЦИИ СЕТЬ
  • КОММУНИКАЦИИ СИТУАЦИЯ
  • КОММУНИКАЦИИ СТИЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ ЦЕПЬ
  • Коммуникации политические: картографический язык
  • Масс-медиа (средства массовой коммуникации)
  • Медиа (средства массовой коммуникации)
  • Методика оценки учебной коммуникации учащегося с учителем на уроке
  • Методика экспертной оценки невербальной коммуникации. А. М. Кузнецова
  • Невербальные коммуникации
  • ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (FIRST RULE OF COMMUNICATION)
  • Процессы коммуникации
  • СМК, масс-медиа - средства массовой коммуникации
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  • СУИЦИДАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
  • Социология средств массовой коммуникации
  • Средства информатизации и коммуникации (средства ИК) образовательного назначения
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации
  • Средства массовой коммуникации, государственные
  • Субъекты международной коммуникации
  • Тендерные различия коммуникации
  • Язык коммуникации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь