|
Личное пространство(personal space) Каждый чел. формирует "буферную зону тела", наз. Л. п.; под этим подразумевается область, имеющая невидимую и мобильную границу, через к-рую др. люди обычно не могут проникнуть, не вызвав при этом психол. дискомфорта. Воспринимаемые вторжения в Л. п. приводят к целому ряду проявлений дискомфорта на уровне поведения и аттитюдов индивидуума. Одна из наиболее очевидных реакций - простое отодвигание от навязчивого чел., и этот эффект был продемонстрирован во мн. исслед. В др. исслед. было обнаружено, что субъекты сообщают о переживании ими гораздо большего стресса и гораздо меньшей приязни по отношению к вторгающемуся лицу в ходе эксперим. проверки условий, связанных с нарушением культурно обусловленных межличностных дистанций. Пол нарушителя в сравнении с полом самого субъекта играет важную и сложную роль в этих реакциях. Исследователи использовали неск. методик для измерения размеров Л. п. Предпочитаемая межличностная дистанция может измеряться при помощи следующих методов: а) незаметное наблюдение за людьми в естественном окружении; б) предоставление субъекту возможности указывать, когда приближающийся чел. должен остановиться; в) предоставление субъекту свободы выбора в том, где ему сесть или встать при включении в ту или иную соц. ситуацию; г) использование абстрактных процедур, в ходе к-рых субъект указывает, насколько далеко от гипотетических лиц он бы сел или встал, размещая на столе куклы или отмечая это место на листе бумаги. Исслед., измеряющие предпочитаемую дистанцию, показали, что размеры Л. п. не являются постоянными, а варьируют в зависимости от следующих факторов: Внешние условия. В небольших помещениях или в углу помещения люди сохраняют большие межличностные дистанции, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре помещения. Сходство с нарушителем Л. п. и симпатия к нему. Несмотря на нек-рые противоречивые данные, большинство исслед. все же указывают на то, что люди устанавливают меньшие межличностные дистанции с теми, кто им нравится и кого они воспринимают как имеющего сходные атттитюды. Возраст. исслед. по формированию Л. п. в целом показали, что у детей школьного возраста межличностная дистанция увеличивается примерно до 12 лет, когда она достигает дистанции взрослых людей. Дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в Л. п. уже в 2-летнем возрасте. Жизненный опыт. Отмечаются различия в Л. п. у людей, принадлежащих к различным культурам, и это, вероятно, отражает важную роль жизненного опыта. См. также Теснота, Интеракционизм, Территориальность Э. П. Серафино Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|