Гомосексуальность

(homosexuality) Термин "Г." используется для обозначения сексуальных форм поведения, желаний, влечений и отношений между представителями одного и того же пола, а тж соотв. культуры, особых идентичностей и сообществ. Важно проводить различие между четырьмя разными феноменами, обычно включаемыми в категорию Г. Во-первых, этот термин используется для обозначения специфических половых актов. Второе значение термина относится к стойкому паттерну сексуального или романтического тяготения к людям своего пола. Третьим аспектом Г. является психол. идентичность, чувство Я, определяемое на основе влечений человека. В США люди, сформировавшие идентичность гомосексуальной личности, обычно называют себя словом "гей"; мн. женщины предпочитают термин "лесбийская" для обозначения собственной сексуальности. Наконец, этот термин обозначает причастность к группе сексуальных меньшинств. Гомосексуальное поведение, похоже, существовало во все периоды челов. истории. Наше совр. понимание такого поведения и его отношения к более широкой космологии развилось лишь относительно недавно. Совр. отношение к Г. имеет религиозную, юридическую и мед. основу. До наступления позднего средневековья христианская церковь терпимо относилась к гомосексуальному поведению или игнорировала его вовсе, хотя уже с конца XII в. начало укореняться враждебное отношение к Г. и со временем оно распространилось на все европейские религиозные и светские институты. Осуждение гомосексуального поведения как "неестественного", к-рое достигло пика в трудах Фомы Аквинского и др., стало широко распространенным и сохраняется до настоящего времени. В эпоху ранней колонизации Америки акты содомии преследовались по закону. В нек-рых местах, напр. в колонии Нью Хэвен, гомосексуальное поведение мужчин и женщин каралось смертной казнью. В конце XIX в. медицина и психиатрия соревновались с церковью и законом за то, в чьем ведении должна находиться сексуальность. Споры о Г. были тематически весьма разнообразными - от области греха и преступления до области патологии. Обычно они рассматриваются как прогресс в отношении к Г., поскольку больной человек порицался меньше, чем грешник или преступник. Однако Г. не всегда считалась патологическим проявлением. В то время как Рихард фон Крафт-Эббинг в своей книге "Сексуальная психопатия" называл ее дегенеративным заболеванием, Зигмунд Фрейд и Хэвелок Эллис занимали менее жесткую позицию. Эллис настаивал на том, что к Г. следует относиться как к нормальному варианту поведения человека вроде леворукости. Хотя Фрейд полагал, что Г. не является оптимальным результатом психосексуального развития, он, тем не менее, писал в 1935 г., что "ее не следует считать чем-то постыдным, пороком, деградацией и болезнью". Отношение церкви и закона к Г., тем не менее, оставалось влиятельным. Гомосексуальные отношения осуждались в большинстве осн. религий и карались законом в США и большинстве др. стран. В американском психоан., психиатрии и психологии Г. в течение б. ч. XX в. рассматривалась в качестве формы психопатологии. Эта т. зр. являлась официальной политикой правительства во время Второй мировой войны. Хотя в первые годы войны, когда нужда в военнослужащих была самой острой, гомосексуалисты часто призывались в армию, в конце войны их там почти не осталось вследствие неск. эпизодов "охоты на ведьм". Как это ни парадоксально, но именно приговоры военных трибуналов и массовые увольнения из армии дали толчок к появлению сообществ геев и лесбиянок и совр. движению за права сексуальных меньшинств. Мужчинам и женщинам, уволенным из армии за Г., было отказано в получении льгот, полагавшихся гос. служащим, поскольку мотивом для увольнения было нежелательное поведение "сексуального психопата". Поскольку причина увольнения сообщалась по месту призыва (от военных комиссариатов не требовалось сохранение конфиденциальности), эти люди часто подвергались остракизму, не имели возможности поступить на работу или в учеб. заведение. В результате этого мн. гомосексуалисты предпочитали не возвращаться на прежнее место жительства, оседая в больших городах. Там они формировали свои сообщества с соотв. структурами, включ. бары и частные клубы, в к-рых они могли конфиденциально общаться. В 70-е гг. эти немногочисленные попытки переросли в движение за права геев и лесбиянок. Толчком к этому послужило событие, происшедшее 27 июня 1969 г., когда полиция произвела облаву в Стоунуолл Инн, одном из гомосексуальных баров Нью-Йорка. Хотя такое притеснение было прежде довольно обычным делом, владельцы бара в тот вечер не стали с этим мириться. Они оказали сопротивление полиции; последовавшая конфронтация вылилась в бунт, длившийся в течение трех дней. За годы, прошедшие после стоунуоллского мятежа, движение за освобождение геев набрало силы под влиянием кампании за расовое, этническое равноправие и равноправие полов, зародившейся в 60-е гг. Одной из первых мишеней для нападок нового движения было психиатрическое здравоохранение. Г. была включена в первую версию DSM Американской психиатрической ассоц. (АПА), опубликованного в 1952 г. Первая из опубликованных работ, в к-рой сравнивалось психол. функционирование неклинической выборки гомосексуалов со уравненной по всем параметрам группой гетеросексуалов, была проведена Эвелин Хукер. Были использованы проективные тесты в основной и контрольной группах лиц мужского пола, уравненных между собой по возрасту, уровню образования и интеллекта. Группа экспертов, не имевшая информ. о сексуальной ориентации испытуемых, дала заключение об отсутствии проявлений психопатологии у большинства представителей обеих групп. Они не смогли тж отдифференцировать гомосексуалистов от гетеросексуалов на уровне выше случайного. Хукер сделала вывод о том, что Г. не представляет собой клинического состояния и по своему существу не связана с патологией. Рез-ты, полученные Хукер, были впоследствии воспроизведены в др. многочисленных эмпирических исслед. В 1973 г. под давлением накопленных исследовательских данных, а тж в связи с изменением соц. норм и развитием в США политически активного сообщества геев, совет директоров АПА вынужден был исключить Г. из DSM. Это решение было подтверждено в 1974 г. голосованием членов ассоц. С тех пор АПА активно поддерживала движение за снятие с Г. ярлыка диагноза. АПА приняла многочисленные резолюции в поддержку равноправия лесбиянок и геев в трудоустройстве (включ. образование и воинскую службу), усыновлении детей и доступе к разного рода службам. Аналогичную политику проводили др. профессиональные и академические группы. Распространенность гомосексуальности Вследствие стигматизации, к-рой все еще подвергаются гомосексуалы, а тж сложности вопроса о том, кого следует называть гомосексуалом, в настоящий момент в США не существует точных данных об их числе. Часто фигурирует цифра 10%, со ссылкой на исслед., проведенные А. Кинси и его сотрудниками в 40-е и 50-е гг. Кинси, однако, никогда не определял, являются ли его респонденты гомосексуалами. Спрашивая об их сексуальном поведении и фантазиях, он обнаружил, что 10% мужчин в исследованной им группе были б. или м. исключительно гомосексуалами в течение по меньшей мере 3 лет в возрастном промежутке между 16 и 55 годами. Для женщин соотв. цифра составляет 2-6%, в зависимости от их семейного положения. К сожалению, с тех пор не проводилось исслед., сравнимых с работами Кинси. Отсутствуют совр. данные о сексуальном поведении человека в общем, включая гомосексуальное поведение и идентичность. Анализ пяти эпидемиологических исслед. групп риска, проведенных в 70-80-е гг., приводит к выводу о том, что в США примерно от 5 до 7% взрослых мужчин сообщают о своем гомосексуальном поведении во взрослом возрасте. Эти исслед. ограничивались опросом мужчин и ставили перед собой задачи по изучению сексуального поведения, а не сексуальных предпочтений или сексуальной ориентации. Согласно телефонному опросу, проведенному в 1989 г. в Сан-Франциско газетой "Икзэминер" (Examiner), 6,2% респондентов считают себя геями, лесбиянками или бисексуалами. Эта цифра, скорее всего, отражает минимальный уровень распространенности, поскольку значительная стигматизация, связанная с Г., удерживает мн. респондентов от признания в своей идентичности, а тж потому, что не все индивидуумы (гетеросексуалы или гомосексуалы) являются сексуально активными. Поведенческие и социальные исследования До 70-х гг. научные исслед., посвященные Г., были в значительной мере направлены на раскрытие ее этиологии. В последнее время мн. ученые признают, что причины гетеросексуальности столь же загадочны. Вследствие этого внимание исследователей сейчас сосредоточено на более общем вопросе формирования сексуальной ориентации. В этой области исслед. можно выделить 3 соперничающих между собой направления. Мн. ученые считают Г. и гетеросексуальность универсальными характеристиками чел. (а иногда и нек-рых видов животных) и ищут биолог. или средовые факторы, определяющие сексуальную ориентацию. Биолог. концепции ориентированы на генетические или пренатальные гормональные факторы, в то время как теории, связанные с факторами окружающей среды, указывают на ранние семейные отношения, классическое обусловливание, соц. научение в течение жизни и др. факторы. Теоретикам, высказывающимся в пользу каждого из этих факторов, обычно удавалось найти какое-то эмпирическое подтверждение своим концепциям и какие-то эмпирические данные, ниспровергающие теории их соперников. Хотя 2 главных подхода когда-то противостояли друг другу в вопросе о роли природы и воспитания в развитии Г., совр. авторы признают, что биолог. и средовые факторы в равной мере важны; их относительный вклад в формирование взрослой сексуальной ориентации остается, однако, неизвестным. Вторая общая теория формирования сексуальной ориентации рассматривает ее как феномен, специфичный для определенной культурной среды. Согласно этой конструктивистской парадигме, сексуальные отношения людей различным образом организованы в разных об-вах. При том что гетеро- и гомосексуальные акты отмечаются во всех об-вах, они не обязательно наделяют субъектов действия той идентичностью или соц. ролью, к-рые соответствует понятиям гетеросексуальности и Г. в зап. культуре. Следовательно, любая попытка идентификации биолог. причин сексуальной ориентации в основе своей ошибочна, поскольку представляет собой поиск биолог. объяснения культурному феномену. В поисках золотой середины между этими двумя направлениями нек-рые ученые предложили третий подход. Хотя эта интеракционистская теория еще не приняла свою окончательную форму, ее общей предпосылкой является существование культурной общности (commonalities) паттернов сексуального поведения и влечений; эта общность до известной степени биологически обусловлена. Одним из положительных результатов споров о сексуальной ориентации стал плюралистический взгляд на сексуальность чел. Ученые все больше признают, что Г. и гетеросексуальность не являются унитарными феноменами, что даже в рамках одной и той же культуры разные индивидуумы формируют и выражают свои сексуальную ориентацию различными способами. Следовательно, ученые все больше исходят из того, что не существует к.-л. одной теории, к-рая могла бы объяснить формирование гетеросексуальности или Г. у всех людей. Нек-рые исследователи подчеркивают это, используя множественное число для обозначения гетеросексуальностей и гомосексуальностей. Вне зависимости от того, является ли сексуальная ориентация универсальным челов. феноменом или нет, она воспринимается в США и др. промышленно развитых странах Запада как глубоко укоренившаяся и неизменчивая часть личности. Взрослые люди сообщают, что никогда не выбирали свою сексуальную ориентацию сознательно и всегда ощущали одни и те же сексуальные влечения и желания. Тем не менее, когда Г. считалась одной из форм психопатологии, психиатры и психологи часто пытались "лечить" ее (т. е. превращать гомосексуалистов в гетеросексуалистов). Даже сейчас нек-рые психотерапевты и консультанты, особенно верующие, пытаются изменить людей таким образом. "Успех" их методик, однако, весьма сомнителен, так же как и этическая сторона этой терапии, о чем говорят мн. представители медицины и правозащитники. Большинство психотерапевтов стремятся сейчас помочь гомосексуалистам в успешной адаптации к своей сексуальной ориентации, в формировании значимых интимных отношений и преодолении соц. стигматизации. Мн. гомосексуалисты обращаются к психотерапевтам, прося их помочь признаться самим себе в наличии гомосексуальной ориентации и рассказать о ней другим. "Открыться" другому особенно трудно тем людям, к-рые интернализовали негативные установки об-ва по отношению к Г. и разделяют негативные стереотипные представления о геях. Мн. психотерапевты уделяют особое внимание преодолению интернализованной гомофобии у клиентов. Сейчас в большинстве городов и при мн. ун-тах функционируют группы самопомощи, в к-рых гомосексуалисты делятся опытом открытия окружающим своих сексуальных наклонностей и формируют положительное отношение к своей сексуальности. По мере того как в последние годы менялись задачи психотер. с гомосексуалистами, менялось и направление эмпирических исслед. Работы по изучению Г. все больше обращаются к проблемам и трудностям, с к-рыми сталкиваются гомосексуалисты вследствие соц. предрассудков и дискриминации. Возможно, наиболее важным общим результатом этих исслед. является понимание того, что гомосексуалисты не более гомогенны, чем гетеросексуальная популяция. Гомосексуальность и стигматизация Хотя предрассудки в отношении Г. все еще широко распространены в США, после стоунуоллского бунта люди с гетеросексуальной ориентацией стали более либерально относиться к геям и лесбиянкам. Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство респондентов продолжают считать гомосексуальное поведение аморальным. Все больше людей, однако, считает недопустимой дискриминацию на основе сексуальной ориентации при приеме на работу. Институт Гэллапа зарегистрировал с 1977 по 1992 г. постепенное увеличение признания того, что гомосексуалисты могут быть военнослужащими, священнослужителями и учителями. Население США все больше поддерживает тж инициативы по отмене законов о содомии, принятых на уровне штатов. В 1977 г., согласно опросу, проведенному институтом Гэллапа, мнения респондентов относительно допустимости добровольных гомосексуальных отношений между взрослыми людьми разделились поровну (43%). Наблюдалась тенденция в пользу легализации этих отношений. Эта тенденция сохранялась до середины 80-х, пока перед об-вом не встала новая проблема - СПИД. В США заболевшими СПИДом и ВИЧ-инфицированными оказались преим. гомосексуалисты, хотя статистика по всему миру показывала, что причиной заражения являются в первую очередь гетеросексуальные контакты. В 1986 г. лишь 32% опрошенных поддерживали легализацию гомосексуальных отношений, в то время как 57% были против. В том же году Верховный суд США вынес вердикт по делу "Боуэрс против Хардвик", поддержавший право штатов на использование законов о содомии, несмотря на протест, высказанный одновременно Американской психол. ассоц., Американской психиатрической ассоц. и Американской ассоц. общественного здоровья. В 1989 г., однако, когда население больше узнало о СПИДе, тенденция вернулась снова. В 1992 г. большинство американцев поддержали легализацию (48% против 44%). Несмотря на эти изменения в общественном мнении, законы о содомии все еще существуют почти в половине штатов. Кроме того, федеральное законодательство не запрещает дискриминации на основе сексуальной ориентации при приеме на работу и обеспечении жильем. Тем не менее законы, запрещающие такую дискриминацию, приняты в большинстве крупных городов США и в неск. штатах. Предвзятое отношение к гомосексуалистам в связи с их сексуальной ориентацией называлось по-разному. Наиболее популярное название - гомофобия. Этот термин подразумевает, что враждебное отношение к гомосексуалистам представляет собой клиническую патологию, а не соц. феномен вроде расизма и антисемитизма. Др. термины, напр. гетеросексизм, возможно, лучше характеризуют эти аттитюды. Эмпирические исслед. установили неск. устойчивых коррелятов гетеросексуальных предрассудков по отношению к гомосексуалистам. Индивидуумы с более негативным отношением обычно старше, менее образованы и проживают в сельской местности, в особенности на Среднем Западе и Юге США. Они чаще посещают церковные службы и придерживаются традиционных представлений о мужских и женских соц. ролях, а тж узких взглядов на сексуальное поведение. Они тж реже поддерживают дружеские отношения с гомосексуалистами, открыто признавшимися в своей ориентации. В 80-е гг. росло общественное признание проблемы насилия по отношению к геям и лесбиянкам. Участились сообщения об избиениях, изнасилованиях и убийствах. Ограниченные опросы, проведенные на нерепрезентативных выборках, показали, что значительное число лесбиянок и геев подвергались, по их словам, физ. агрессии из-за их сексуальной ориентации. В ответ на акты насилия гомосексуалисты организовали патрули и специальные службы в таких городах, как Сан-Франциско и Нью-Йорк. Объединившись с членами расовых и религиозных меньшинств, к-рые тж страдали от участившихся т. н. преступлений на почве ненависти, члены гомосексуального сообщества лоббировали представителей штатов и Конгресса США в целях принятия законов, контролирующих насилие. Во мн. штатах были приняты законы, предусматривающие суровые наказания за преступления на почве ненависти. В 1990 г. вступил в силу федеральный закон о преступлениях на почве ненависти (Plate Crimes Statistics Act). Он обязывает правительство фиксировать данные о распространенности и природе таких преступлений для последующей разработки эффективной программы по борьбе с ними. Этот законодательный акт яв-ся историческим в том отношении, что он включает в сферу своего действия преступления против гомосексуалистов и представляет собой первый федеральный закон, прямо защищающий эту часть населения. В целом можно сказать, что взгляды на Г. претерпели разительные изменения в 70-е и 80-е гг. Психология рассматривает сейчас Г. как особую, а не патологическую форму сексуальности, признает то значительное разнообразие, к-рое существует среди гомосексуалистов, и ориентируется на проблемы, возникающие у них в результате исторически обусловленной в США стигматизации этой группы населения. См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Американская психиатрическая ассоциация, Бисексуальность, Диагнозы, Сексуальность человека, Отношения "родитель-ребенок", Предрассудок и дискриминация, Насилие Г. М. Герек

Просмотров: 839
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F66.2 Расстройство сексуальной связи.
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • КОМПЛЕКС СЕКСУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
  • Комплекс сексуальной неприспособленности
  • ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • НАРУШЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ РОЛИ (МКБ 302.6)
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Нарушение сексуальной роли
  • ОРИЕНТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ
  • ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ
  • Ориентации ценностные
  • Преступление на сексуальной почве
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • Ценностные ориентации
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь