Генерализация раздражителя

(stimulus generalization) Как следует из самого названия, Г. р. относится к способности реакции, предварительно выработанной на специфический раздражитель, вызываться впоследствии др., сходными с ним раздражителями. И. П. Павлов впервые продемонстрировал этот феномен в лабораторных экспериментах с собаками. После предъявления собаке серии сочетаний между раздражителем и реакцией, напр. звуковым сигналом и пищевым подкреплением, ей предъявлялся раздражитель сходного характера, однако неск. отличавшийся от первоначального звука, без последующего подкрепления. Эта процедура привела к установлению ныне хорошо известного градиента генерализации возбуждающего раздражителя (excitatory gradient of generalization), согласно к-рому интенсивность реакции животного на проверочный раздражитель прямо пропорциональна его сходству с обучающим раздражителем. Павлов придавал большое значение Г. р. Он считал ее одним из решающих условий выживания. Распространение реакции на отличающиеся от исходного раздражители позволяет животным компенсировать нестабильность среды обитания. Этот ранний акцент на адаптивной ценности Г. р. привел последующих теоретиков к ее трактовке как базисного и несводимого к другим процесса научения. Однако впоследствии др. психологи выразили сомнение в правильности такого взгляда на генерализацию. По их мнению, генерализация является артефактом процесса дифференцировки или, иначе, дискриминации. Теория научения дискриминации Спенса (Spence"s theory discrimination learning) - наиболее известная ил. этого первого подхода. Она осн. на идее, что возбуждение (тенденция реагировать) развивается на раздражитель, сочетаемый с подкреплением, и что это возбуждение распространяется на сходные раздражители. Лешли и Уэйд предложили диаметрально противоположную подходу Халла - Спенса т. зр. на генерализацию. Лешли и Уэйд утверждают, что раздражитель приобретает контроль над реакцией лишь в том случае, если этот раздражитель контрастирует с др. раздражителем. Чаще всего перед проверкой на генерализацию животные испытывают воздействие одного обучающего раздражителя. Поскольку этот обучающий раздражитель репрезентирует лишь одно значение на существующем континууме раздражителей, животное не обнаруживает различий между обучающим и проверяющим раздражителем. Неудача в дискриминации между ними приводит к возникновению градиента генерализации. Несмотря на существование многочисленных свидетельств, противоречащих гипотезе неудачи в дискриминации, предпринимаются попытки согласовать эти две интерпретации. Недавно появилось когнитивное объяснение Г. р., конкурирующее с этими более ранними интерпретациями. Этот подход рассматривает Г. р. как частный случай классиф. стимулов. Организм классифицирует незначительно отличающиеся друг от друга события как эквивалентные и реагирует на них исходя не из их специфичности, а из их принадлежности к определенному классу. См. также Классическое обусловливание Э. Рикерт

Просмотров: 1060
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНЫЙ СТИМУЛ (раздражитель)
  • АКАТЕКСИС (ПОТЕРЯ СПОСОБНОСТИ К АДЕКВАТНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ)
  • ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ РЕАКЦИИ
  • Генерализация реакции
  • Генерализация стимулов
  • ДИСТРАКТОР (ОТВЛЕКАЮЩИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ)
  • ЕСТЕСТВЕННОЙ РЕАКЦИИ, ТЕОРИЯ
  • ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса
  • КОЭФФИЦИЕНТ ДИСКРИМИНАЦИИ (ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ) ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ
  • Конвенция о Ликвидации всех форм Дискриминации Женщин
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Культурно-историческое значение реформационного процесса
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ (НЕПРИЯТНЫЙ)
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ, СРЕДСТВО ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬ, СТИМУЛЯТОР
  • Раздражитель
  • Раздражитель
  • Раздражитель
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • Теория Лешли
  • УСЛОВНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ
  • Чувство дискриминации
  • теория личности Спенса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь