Агропсихология

(agricultural psychology) В отличие от др. соц. наук, в ходе развития к-рых сформировался круг определенных интересов и/или приложений к сельскому хозяйству, психол. сравнительно мало касалась аграрных или сельских проблем. Поэтому не возникло какого-либо психол. аналога таким специальностям соц. науки, как социол. деревни, фермерский маркетинг, экономика сельского хозяйства и география сельских районов. И все же психология и сельскохозяйственные проблемы пересекались в нескольких областях, в числе которых: а) изучение задач фермерской деятельности и фермерских умений, б) анализ экспертных оценок в сельском хозяйстве, в) анализ управленческих решений фермеров и г) смежные области. Фермерские умения Традиционно считалось, что фермерские работники должны обладать широким диапазоном ручных и технических умений, и психол. занимались изучением этого вопроса. Например, Р. Томлинсон указал на то, что фермеры, занимающиеся молочным животноводством, должны быть специалистами в решении не менее девяти различных задач, варьирующих от управления доильными аппаратами до оценки состояния здоровья коров. Иначе говоря, традиционный фермерский работник являлся на все руки мастером с общими умениями в разнообразных областях. Однако с ростом механизации ферм и фермерского оборудования произошла качественная переоценка: на смену потребности в широком наборе общих способностей пришла потребность в более специализированных способностях. Тенденция к замене небольших семейных ферм крупными корпоративными фермерскими хозяйствами обусловила увеличение потребности в фермерах с оценочными и управленческими способностями и снижение потребности в ручных/технических способностях. Соответственно исследователи поведения обратились к анализу когн. умений, необходимых фермерам для экспертных оценок и управленческих решений. Оценки в сельском хозяйстве По-видимому, самый первый анализ экспертных суждений был проведен в 1917 г. Д. Хьюзом, который заметил, что зерно, получавшее максимальные оценки экспертов, не всегда давало наибольший урожай с определенной площади посева. Впоследствии Генри Уоллес - будущий вице-президент при Франклине Рузвельте - подверг повторному более широкому анализу собранные Хьюзом данные и сообщил, что, несмотря на существование довольно высокой согласованности в оценках зерна, последние лишь незначительно коррелировали с урожайностью. Трамбо, Адамс, Милнер и Шиппер предложили лицензированным контролерам качества зерна оценить его образцы. Почти одна треть образцов получила неверные оценки, а при повторной оценке более чем одна треть образцов получила иные оценки, чем в первый раз. Наконец, эти исслед. обнаружили, что с увеличением опыта оценки экспертов становились более уверенными, но не более точными; напротив, более опытные эксперты имели тенденцию к переоценке (т. е. к инфляции оценки). Сходный анализ оценок почвы, который провели Шанто и Гейт, выявил величины валидности и надежности в районе 50%. По их данным, одним из источников ошибок являлась интерференция, вызванная присутствием нехарактерных веществ в этих почвах. В последующих исследованиях Гейт и Шанто попытались снизить эту интерференцию. Они обнаружили, что обучение не только снижало влияние на оценки почвы содержания в ней нехарактерных веществ, но также увеличивало точность оценок. Несколько психол. исслед. были посвящены экспертным оценкам в области животноводства. Фелпс и Шанто обнаружили, что эксперты не только использовали почти всю предоставленную им информ., но и делали это надежным образом. Гейт и Шанто сравнили шесть групп экспертов в области животноводства, различавшихся по опыту и образованию и сделали три основных вывода: а) опытные эксперты могли извлекать больше информ. и использовать ее более сложными способами; б) опытные эксперты имели тенденцию оценивать каждый случай отдельным образом, тогда как менее опытные эксперты чаще использовали одну и ту же стратегию во всех случаях; в) опытные эксперты давали более надежные оценки в сравнении с менее опытными. Управление фермой Довольно много исслед. было посвящено решениям, необходимым для управления фермой. Большая часть этой работы была связана с выявлением оптимальных способов принятия таких решений. Однако определенное внимание уделялось и тому, как изменить ситуации принятия решений с учетом психол. ограничений и способностей фермеров. Например, Раджала и Сейдж рассмотрели различные методы, призванные помочь фермерам принимать более эффективные решения. Проводились тж исслед. с целью определения факторов, используемых фермерами в принятии различных маркетинговых решений. Фоксолл сообщил, что решения фермеров в отношении рыночной конъюнктуры сходны со стратегиями, используемыми промышленными производителями. В частности, фермеры во многом опираются на прошлый опыт и в значительно меньшей степени - на чужое мнение и другие межличностные факторы. Психол. анализ оказался, в частности, полезным при разработке более совершенных методов оценки и управления качеством продовольственных товаров. На основе таких исслед. был разработан более совершенный инструмент для оценки молочных продуктов. Смежные области Несмотря на то что агропсихология не рассматривается в качестве отдельной области психол., в последней тем не менее имеется широкое разнообразие приложений поведенческих исслед. применительно к условиям сельскохозяйственной деятельности. См. также Прикладные исследования, Экспериментальные планы, Полевые эксперименты, Принятие управленческих решений, Поведение растений Ж. Шанто

Просмотров: 846
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АВРУЦКОГО-ЕНИКЕЕВА ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕМИССИЙ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
  • Альтернативы принятия управленческих решений
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • Знание “что”
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
  • Критерии оценки качества образования
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
  • Критерий оценки трудовой деятельности
  • Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина
  • Методика оценки работы учителя (МОРУ)
  • МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
  • МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ, ТЕСТ
  • национальная система оценки качества образования
  • Новорождённых шкала оценки поведения
  • НОВОРОЖДЕННЫХ, ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ
  • Оверелла-Горхема шкала оценки психического состояния
  • ОВЕРЕЛЛА-ГОРХЕМА ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
  • Оценки
  • ОЦЕНКИ
  • Принятие управленческих решений
  • СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПО ШКАЛЕ ГЛАЗГО, СИСТЕМА ОЦЕНКИ КОМАТОЗНОГО СОСТОЯНИЯ ПО ШКАЛЕ ГЛАЗГО
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА БОЛЬНОГО
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
  • Упирать на что-л
  • Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь