ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ

- "несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" [Blackborn, 1996, c. 290-291].Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его. Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций" и каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций.

Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга ..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности" [1990, c. 417]. Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам [Viney, 1994, c. 31].

Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований" [1967, c. 311].

Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом; во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения; в-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод" [Sankey, 1997, c. 3].

H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода:

Множественность правил: ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.

Методологическое варьирование: используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.

Конфликт правил: возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.

Отменяемость: методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.

Не алгоритмизированная рациональность: рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].

Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford [1990]; E.R. McCormac [1990]; A.J. Reck [1990]; B.M. Wildemuth [1993] и др.).

Просмотров: 3187
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • Человек как ученый
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь