ДИАТРОПИКА

наука о разнообразии, т.е. тех общих свойствах сход-ства и различия, которые обнаруживаются в больших совокупностях объ-ектов. Она предоставляет фундамент многообразия форм существования и проявления жизни.

Категория разнообразия была объектом анализа многих исследователей, но в строго научном ее определении она вводится в конце XVII века Лейбницем, включившем ее в свою философскую систему. В отечест-венной традиции инициация проработки феномена разнообразия была связана с работами С.В. Мейена, предпринявшего попытку интегрировать то общее, что было найдено в конкретных разнообразиях (химических элементов, геологических толщ, биологических видов, языков и т.д.), опи-санных в различных областях научного знания, и что он называл рефрен-ной структурой разнообразий [1989]. С.В. Мейен строил эволюционные геологические и биологические модели как механизмы преобразования конкретных разнообразий в историческом времени, используя весь спектр известных ему знаний.

Другим отечественным исследователем, внесшим большой вклад в разработку категории разнообразия является Ю.В. Чайковский, понимавший под разнообразием "совокупность отношений различия и сход-ства между элементами этого множества" [1993, c. 6]. В его версии, отно-шения сходства и различия определяются как диатропические. "Разнооб-разие имеет свои собственные законы, достаточно общие и существенные, но не формальные и строго однозначные. Разнообразие - не хаос, но и не космос ... Оно - как бы цемент, скрепляющий здание, как материальных объектов, так и представлений о них" (там же, с. 7-8). Общее, характерное для систем (изоморфизм), неизбежно сочетается с особенным, уникаль-ным (полиморфизм), наконец, есть свойства разнообразий, не зависящие от природы элементов, образующих множества (параллелизм).

Разрабатывая идею упорядоченности наблюдаемого, Ю.В. Чайковский выделяет три ее типа - линейный, параллельный и иерархический, обосновывая тезис об их достаточности для формулировки разнообразия. Выстраивая аналогию в отношении психологии - каждая психологическая традиция обладает своими уникальными особенностями, но объект их един - человеческое поведение. И узнавание его новых граней, обуслов-ленное иным подходом, исследованием иными средствами дает возможность углубления в понимание природы изучаемых феноменов, со-храняя свободу поиска в рамках каждой традиции и подстегивая творчест-во в ней конкуренцией.

П. Фейерабенд, отмечая, что "в единстве мнений нуждается лишь цер-ковь, испуганные или корыстные жертвы некоторых (древних или совре-менных) мифов либо слабовольные и добровольные последователи какого-либо тирана", подчеркивает, что "для объективного познания необходимо разнообразие мнений. И метод, повторяющий такое разнообразие, является единственным, совместимым с гуманистической позицией" [1986].

В психологии попытки выстраивания диатропической модели начи-нают формироваться к 90-м годам нашего столетия в рамках эклектиче-ского подхода, интегративную версию которого развивает автор данной работы.

Диатропика парадигмальных координат, культурных и субкультурных миров, наконец, индивидуальных миров личности и ее окружения позво-ляет создать необходимые основания для определения оптимального соот-ношения идиографии и номотетики в психологическом исследовании, при-знания уникальности индивидуальности столь же значимой, как и челове-ческой природы вообще. Эвристический потенциал диатропического под-хода показан в работах Ю.В. Чайковского [1986, 1990, 1993].

Просмотров: 810
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • Признание ценности разнообразия
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"
  • закон необходимого разнообразия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь