ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович

(12(24).07.1828, Саратов - 17(29).10.1889, Саратов) - философ-материалист, общественный деятель, революционер. Род. в семье священника. Обучался в Саратовской духовной семинарии (1842-1846). В 1850 г. окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та. Преподавал литературу в Саратовской гимназии до 1853 г., затем вернулся в Петербург для работы над диссертацией. С этого времени Ч. начал писать для литературных журналов и вскоре стал гл. редактором ведущего антиправительственного органа - журн. "Современник". Возраставший радикализм социальных и политических взглядов и сотрудничество с членами тайного об-ва "Земля и воля" привели к его аресту, каторге и ссылке в Сибирь (с 1864 г.). Остальные 25 лет своей жизни Ч. провел в изоляции от об-ва; ему было разрешено вернуться в Саратов только за несколько месяцев до смерти. Эволюцию мировоззрения Ч. определили разнообразные философские влияния. Первоначальный интерес к Шеллингу и Гегелю вскоре уступил место авторитету Л. Фейербаха, сыгравшего главную роль в формировании зрелых взглядов Ч. В нек-рых отношениях он был также последователем фр. просветителей и англ. утилитаристов (И. Бентама, Дж. С. Милля). И наконец, революционные социалистические убеждения и социально-политические взгляды Ч. сформировались под влиянием таких фр. авторов, как П. Ж. Прудон, Л. Блан, П. Леру, а также рус. мыслителей - Белинского и Герцена. Лишенный возможности по цензурным соображениям открыто и исчерпывающе представить свою философию, Ч. начал с изложения собственной позиции в области эстетики. Его магистерская диссертация "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855) положила начало широкомасштабному спору 60-х гг. между материалистически мыслившими радикалами и идеалистически настроенными консерваторами. В противоположность господствовавшей гегелевской эстетике Ч. утверждал, что искусство является лишь заменой действительности и не может быть выше ее. Истинная красота присуща реальной жизни, и главной задачей искусства является реалистическое и критическое воспроизведение того, что существует, т. е. отражение и объяснение существующего, определение его пороков и недостатков и одновременно предвосхищение лучшего будущего. Подчинение эстетических ценностей этическим и социальным требованиям, характерное для "реалистической" эстетики, представлено также в критических эссе сер. 50-х гг., объединенных общим названием "Очерки гоголевского периода русской литературы". В своем главном философском соч. "Антропологический принцип в философии" (1860) Ч. сумел изложить ориентированное на науку материалистическое мировоззрение (хотя из-за цензуры он и не мог употреблять термин "материализм"). Под "антропологическим принципом" он подразумевал концепцию человека как единого организма, правда, в отличие от дерева или химического соединения, обладающего "духовным" измерением. Поскольку все психические явления определяются физической организацией человека, то он во всех своих действиях подчиняется тем же законам, что и остальная природа. По мнению Ч., человеческое поведение может быть объяснено полностью и адекватно в тех же, по существу, терминах, к-рые обычно используются для объяснения процессов, происходящих на более "низком" уровне развития природы. Нельзя опытным путем установить наличие какой-то "иной натуры" человека, равно как и существование сверхъестественных явлений. Одним из законов природы, к-рым подчиняется человек, является, по Ч., закон причинности, и, опираясь на него, он отстаивает детерминизм в противоположность доктрине свободной воли. Он также утверждает, со ссылкой на научные свидетельства, что индивид всегда поступает по принципу психологического эгоизма, преследуя свою собственную выгоду, совпадающую с представлением об удовольствии. Признавая, что люди могут ошибаться относительно того, что на самом деле принесет им удовольствие (особенно в плохо организованном об-ве), Ч. обращается к нормативной этической теории разумного эгоизма, согласно к-рой люди вынуждены поступать в соответствии с тем, что должно дать им удовольствие, но в хорошо организованном об-ве они способны достичь своего действительного блага (выгоды), причем разумным, продуктивным и гармоничным образом. Наиболее значительным произв. Ч. был роман "Что делать?", написанный в 1863 г., когда он стал политическим заключенным. В этой книге Ч. рисует образы "новых людей", носителей своей философии - с их презрением к традициям, естественностью, приверженностью к науке, любовью к социально полезному труду, "разумным" поведением и взаимоотношениями. Его идеи были горячо одобрены молодыми радикалами, и книга стала истинной библией т. наз. нигилизма 1860-х. В кни1е был также дан очерк нек-рых черт экономики будущего социализма, напр, организации мастерских, напоминающих фаланстеры Ш. Фурье. В др. своих соч. Ч. подчеркивал достоинства общины, и в этом отношении он считается одним из главных предшественников рус. народничества. В целом же социальным идеалом Ч. было сообщество, основанное на таких принципах, к-рые позволили бы проявиться "естественным" человеческим потребностям, а не "ложным" или "искусственным", таким, как стяжательство или агрессивность. Поскольку существующие социальные институты слишком далеки от этого идеала, слишком "неестественны", то их революционное разрушение вполне оправданно. Ряд соч., написанных Ч. за время ссылки и не публиковавшихся при жизни, содержит ценный материал для характеристики его философских взглядов. В серии писем, адресованных сыновьям (1876-1878), Ч. развивает материалистические представления, не искаженные вмешательством цензуры. Называя их "научным мировоззрением", Ч. писал: "То, что существует, материя. Материя имеет качества. Проявление качеств - это силы. То, что мы называем законами природы, это способы действия сил". Затрагивая гносеологические проблемы в работе "Характер человеческого знания" (1885), Ч. отстаивает реализм в теории познания в противоположность неокантианскому феноменализму; в особенности он критикует скептицизм и "иллюзионизм" таких ученых, как Р. Вирхов и Э. Дюбуа-Реймон. В поздних соч. Ч. можно выделить 3 осн. положения домарксистского материализма в России: 1) в мире не существует ничего сверхъестественного и сверхприродного вроде вечного духовного начала: 2) все человеческие "силы" и проявления (включая те, к-рые принято называть духовно-мыслительными процессами) являются свойствами или функциями материи; 3) только опыт, эмпирическое исследование, а не вера или чистый разум может быть источником знания. Взгляды Ч. пользовались огромным влиянием в прогрессивных кругах России, но и подвергались постоянной критике. Напр., "Записки из подполья" (1864) Достоевского являются прямым выпадом против детерминизма и "разумного эгоизма" Ч. Критическую позицию в отношении Ч. занимали и представители рус. религиозной философии. В то же время многие материалистические и революционно-демократические идеи мыслителя были усвоены сторонниками народничества, повлияли на рус. марксизм, прежде всего на Плеханова и Ленина. К. Маркс высоко ценил произв. Ч. (он изучил рус. язык для того, чтобы читать их в подлиннике). Всесторонний интерес к творчеству Ч. проявляла литературная и философская мысль советского периода. Он был признан одним из наиболее глубоких мыслителей-материалистов в истории философии.

Просмотров: 713
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Причинный ряд, также причинная цепь
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ
  • РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Теория разумного эгоизма
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь