Варесан

- гностик, один из представителей сирийской (дуалистической) школы и ближайший предшественник манихейства. Родился близ Эдессы в 154 г., умер в 225 г. Был современником знаменитого царя Авгаря, введшего христианство в Эдессу. Благодаря проходившему через этот город индийскому посольству к императору Гелиогабалу (в 218 г.), В. познакомился с верованиями и учениями Индии. Многочисленные сочинения В., религиозно-философские, исторические и поэтические, были очень распространены и восточные церковные писатели широко ими пользовались; но в подлинном виде сохранилась только "Книга законов" (на сирийском языке), изданная в "Cureton&s Spicilegium Syriacum" (Лондон, 1855). Эта книга приписывалась самому В-ну, но, вероятно, принадлежит его ученику Филиппу. В. первый изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил по образцу псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении, пока не были заменены православными гимнами св. Ефрема Сирина. - Сын В. Гармоний был продолжателем его поэтической и учительской деятельности; он развил систему своего отца, внеся в нее элементы греческой философии. Учение В. не имеет значительной оригинальности; это в сущности та же валентинова система, отчасти упрощенная, а отчасти испорченная иранским дуализмом. В Плэроме Вардесана вместо 30 валентиновых эонов только 7 и один "Небесный Христос, Сын Жизни", происходящий от первого абсолютного и вечного сочетания (сизигии) активного и пассивного начала - "Отца Жизни и Матери Жизни". Женский коррелат Христа - "Хакмут" (София), долженствующая составить с ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию), по немощи своей пассивной природы падает в область темного хаоса или бесформенной материи, от века противостоящую небесному свету плэромы. Из этой материи Хакмут, следуя тайным внушениям Небесного Христа, создает Димиурга, а через него весь видимый мир, который, таким образом, происходит не из психических состояний Софии (как у Валентина), а имеет свое особое начало и внешний субстрат. За исключением этого основного метафизического пункта, космология Вардесана, а также его христология и эсхатология, не отличаются существенно от Валентиновых. Более характерна его дуалистическая психология. В каждом человеке он признавал две души - высшую, пневматическую и низшую, материальную. Но последняя с безусловною необходимостью подчинена судьбе, действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих эонов. Пневматическая же душа, как прямое порождение Хакмут, нисколько не зависит от судьбы и звезд; она свободна на добро и зло.  В заключение мирового и исторического процесса все духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного сочетания (сизигии).

Вл. С.

Просмотров: 259
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Соловьев. Толковый словарь по философии.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ
  • Анализ через синтез
  • ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ
  • Возраст Христа
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Второе начало термодинамики
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • ЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • Клиническая психология: подготовка специалистов через аспирантуру
  • Критерии Природы и Жизни
  • НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ХРИСТА
  • Научение через наблюдение
  • Научение через наблюдение
  • Научное описание языка через другой язык
  • Начало термодинамики второе
  • Обучение через открытие
  • Ориентация сексуальная на представителей своего пола
  • П.Флоренский:Учение о Софии
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Солипсизм первого года жизни
  • Уклад (жизни) школы
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • Церкви Христа
  • Через веру исцеление



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь