Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » О. Богородская, Т. Котлова. Справочник: История и теория культуры, 1998 г.
МИФ и ОБРЯДтесно взаимосвязаны. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда, его истолкование. О характере этой связи существуют различные точки зрения. Что причина и что следствие? Представители мифологической и эволюционной школ признавали первичность мифа по отношению к ритуалу (Я. Гримм, А. Афанасьев, Э. Тайлор, Г. Спенсер и др.). Но в 1880-х годах появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения (У. Робертсон-Смит, Р. Маретт, Н. Познанский, И. Скворцов-Степанов и др.). Ритуальная точка зрения на миф остается преобладающей, хотя многими признается, что взаимоотношения мифа и обряда могут быть и очень сложными, и невозможно отрицать во многих случаях обратного воздействия мифа на обряд. Уже в эпоху общинно-родового строя мифология, связанная с обрядами, обнаружила тенденцию деления на два круга: эзотерический (мифологические сказания, доступные одним "посвященным") и экзотерический (мифы, сочиненные нарочно для "непосвященных", чтобы отпугивать их от совершаемых тайных церемоний). Тайные учения о богах составляли достояние избранных людей - "мистов", специально посвященных в те или иные мистерии. Огромная научная заслуга принадлежит Дж. Фрейзеру, собравшему из фрагментов и реконструировавшему (в работе "Золотая ветвь") целостную ткань древней в основе своей "аграрной" мифологии, надстроенной над бесконечно разнообразной культовой обрядностью. Наглядно он показывал тесное сращивание мифа с обрядом на примере культа Осириса в Египте. Отчетливые следы взаимодействия обрядности и мифологии обнаруживаются в Библии, в частности, в Ветхом завете. Так, рассказ о принесении Авраамом своего единственного сына в жертву Богу (в последний момент жертва была отменена, Исаак заменен "овном" - бараном) скорее всего является мифологическим обоснованием ритуала посвящения богу "первородных" сыновей, и, в свою очередь, символической трансформацией еще более древнего обычая инициации мальчиков. В Новом завете рассказ о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем есть некое мифологическое обоснование практики водного обрядового очищения, существовавшей с незапамятных времен у многих народов.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » О. Богородская, Т. Котлова. Справочник: История и теория культуры, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|