ЖИЗНЕННЫЙ МИР

(нем. - Lebenswelt) - особая тема и понятие позднего Гуссерля (особенно в его кн. "Формальная и трансцендентальная логика"  и "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" ). Тема Ж.м. возникает в контексте его поиска первоначальных очевидностей, которые кристаллизуются в субъективной донаучной практике и определяют последующие научные интересы. Действительность мыслится им не в терминах реально и внесубъективно существующего, но как система значений и смыслов, производимых субъективностью, понимаемой как универсальный исток в своем особом трансцендентально-феноменологическом пределе или чистоте. Гуссерль поэтому не принимает картезианского разделения на природу и дух как онтологически первичного, равным образом и разделение наук для него есть лишь культурно-историческая поверхность, за которой лежит первичное единство жизненно-мирового опыта. В "Кризисе" Ж.м. рассматривается не только как основа объективных наук, но более универсально: как конкретно-историческая основа взаимосогласованного опыта, интерсубъективная идентификация любого смысла, универсум складывающихся анонимно первоначальных очевидностей, априорных по отношению к логико-теоретическим схематизациям природы, культуры, жизни. В естественной установке сознания Ж.м. предстает как мир человеческого опыта, или универсум сущего. В феноменологической установке (благодаря феноменологической редукции) Ж.м. открывается как коррелят интенционально действующей субъективности, как сфера значений, конституированных трансцендентальной субъективностью. Редукция, благодаря которой Ж.м. становится предметом исследования, проводится относительно миров объективных наук и порождающих их теоретических интересов. Науки пытаются понять мир "сам по себе", рассматривая природу и человека как объекты, отвлекаясь от интерсубъективных условий, при которых эти объекты попадают в поле теоретических интересов. В забвении европейской наукой своей жизненно-мировой основы, своих истоков Гуссерль видит основную причину ее кризиса. Этот кризис раскрывается как своего рода плата за те успехи, которых науки добились за счет замещения жизненно-мировых реалий логико-математическими предметами (физикализм), в рамки которых уже явно не вмещаются запросы к исследованиям мира и человека. Поэтому необходимо переосмыслить теоретическую практику человека исходя из ее жизненно-мировой основы, что, по Гуссерлю, возможно только на пути отказа от физикализма и перехода к трансцендентально-феноменологической установке. Ж.м. в такой установке раскрывается как горизонт, определяющий все возможности действия субъективности, т.е. в своем трансцендентальном значении. В то же время Ж.м. выступает как универсум жизненно-мировых объектов, объединяющихся в жизненные миры различных социальных групп (онтологическое значение Ж.м.). Как горизонт Ж.м. анонимен; он остается в целом нетематизированным. Понятие "Ж.м." играет важную роль в феноменологической социологии (Шюц и др.), в исследованиях "структур повседневности", "обыденного мира" и т.п. Историко-научные исследования и социологию знания также можно рассматривать как выявление жизненно-мировой основы научного опыта - но без трансцендентально-субъективной ориентации.

В.В. Калиниченко

Новые направления в социологической теории. М., 1978; Феноменология в современном мире. Рига, 1991; D. Carr. Interpreting Husserl. Critical and Comparative Stadies. Dordrecht, 1987; P. Janssen. Geschichte und Lebenswelt. Ein Beitrag zur Diskussion von Husserls Speatwerk. Haag, 1970.

Просмотров: 901
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • Воля как характеристика сознания
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Спенсер как создатель социологии
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь