УАЙТХЕД (WHITEHEAD) Алфред Норт

(1861-1947) - брит. философ, логик, математик. Преподавал в Кембриджском, Лондонском, Эдинбургском, Гарвардском ун-тах. Одним из учеников У. был Рассел, в соавторстве с которым он написал фундаментальный трехтомный труд "Principia Mathematica" (1910-13), во многом определивший развитие символической логики.

В 10-20-е годы философские взгляды У. еще не выходят за пределы неореализма, но постепенно он приходит к выводу, что философия науки  должна иметь онтологические основания, которые призвана установить "спекулятивная" (умозрительная) философия, или метафизика. Научное мышление, согласно У, своими корнями уходит в философию, а философия не имеет иного основания, кроме непосредственного чувства, которое ищет выражение в языке поэта или философа. Непосредственное чувство знакомит нас с абсолютно конкретной, подлинной реальностью, которую остается только принять и понять как данное. Отсюда "онтологический принцип" философии У., выражающий несводимость факта к понятию, действительности - к мыслимому бытию, всегда имеющему характер объекта.

Наиболее известной "метафизической" работой У. является кн. "ПРОЦЕСС И РЕАЛЬНОСТЬ" (Process and Reality, частичный рус. пер. в кн. Избранные работы по философии. М., 1990), написанная на основе курса лекций, прочитанных в Эдинбургском ун-те в 1927-28 годах. "Принцип процесса" устанавливает, что действительность есть становление. Место объекта в этом процессе указывает "принцип относительности": всякая объективность есть возможность для становления. Таким образом, становление есть превращение возможности в действительность. Природу этого превращения раскрывает "реформированный субъективистский принцип", согласно которому становление есть становление субъективного единства, вбирающего в себя объективную данность. Этот акт ассимиляции объективных данных и "стягивания" их в субъективное единство "опыта" У. обозначает специальным термином "прегензия" (prehension) - "схватывание". Иногда он пользуется в качестве синонима словом "чувство", которое может быть двух типов - "физическим" (если его объект представляет собой устойчивый элемент действительности) или "концептуальным" (когда оно направлено на "вечный объект" - на идеи в платоновском смысле). Таким образом, не только возможность превращается в действительность, но и действительность становится возможностью, объективной данностью для нового становления, как только завершит процесс самоформирования. В этом случае событие теряет свое субъективное единство и становится строительным материалом для нового "действительного существования", или "действительного происшествия". Такова доктрина "объективного бессмертия" У. Собственная жизнь "действительного происшествия" эфемерна - оно умирает сразу, как только возникает, но длительность обеспечивается преемственностью "вечных объектов", переходящих из одного субъективного единства в другие и создающих ту структурную определенность, которая нужна науке, чтобы та могла подступиться к реальности со своими инструментами математического анализа. Признание "вечных объектов" ставит перед "философией процесса" проблему, можно сказать, не разрешимую обычными средствами: согласно "онтологическому принципу", объекты не могут существовать сами по себе, они реальны только в некотором субъективном единстве, а какого рода может быть это субъективное единство, если имеются в виду именно "вечные объекты"? Отсюда и необходимость постулировать "уникальную действительную сущность" - Бога. Именно Бог есть та "действительная сущность", которая содержит в своем субъективном единстве все царство "вечных объектов" и стимулирует возникновение каждого нового "происшествия" как принцип имманентной целесообразности в самом начале процесса самоформирования этого происшествия. Субъективное единство не предшествует процессу, а завершает его, поэтому У. предпочитает говорить не о субъекте опыта, а о "суперъекте". Однако в таком случае требуется какой-то иной субъективный фактор, для того чтобы регулировать процесс в его начальной фазе. Эту функцию и выполняет Божество, которое является не единоличным творцом, а лишь соавтором происходящих в мире событий. "Действующей причиной" (У. использует аристотелевскую терминологию) возникновения события является изначально присущая мирозданию творческая энергия - "креативность" (creativity). Это чистое понятие деятельности, обусловленной, согласно У., объективным бессмертием мира, который не бывает тем же самым дважды, хотя всегда содержит устойчивый элемент "божественного упорядочивания". Философский синтез У. опирается на платоновско-аристотелевскую традицию в соединении с классическим брит. эмпиризмом (акцент на "опыте" и "чувстве" как атрибуте субъективности, что не согласуется с чистым платонизмом) и в то же время предлагает категориальную схему, обобщающую картину мира неклассической физики с ее понятиями относительности и квантовой природы процесса. Механицизму классической физики с ее представлениями о "простой локализации" объектов и подменой конкретности абстракциями абсолютного пространства и времени У. противопоставляет "органицизм", "клеточную теорию актуальности", сближающую понятия физики, биологии и психологии.

М.А. Киссель

Избранные работы по философии. М., 1990; An Enquiry concerning the Principles of Natural Knowledge. Cambridge, 1919; Modes ot Thought. N.Y., 1938; The Concept of Nature. Cambridge, 1955; Adventures of Ideas. N.Y., 1959; Process and Reality. N.Y., 1960.

Просмотров: 1138
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • В преддверии философии Нового времени. Неосхоластика. Фр. Суарес
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Возможность и действительность
  • Возможность и действительность
  • Возможность и действительность
  • Возможность и действительность.
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • УАЙТХЕД (WHITEHEAD) АЛФРЕД НОРТ (1861-1947)
  • ФИЛОСОФИЯ В СССР: СТАНОВЛЕНИЕ
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • единства сознания и деятельности принцип
  • принцип единства психики и деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь