Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 НАТОРП (NATORP) Пауль



НАТОРП (NATORP) Пауль

(1854-1924) - нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Изучал философию в ун-тах Берлина, Бонна и Стасбурга. С 1881 до своей кончины преподавал философию в Марбургском ун-те, проф. с 1892. Свой творческий путь Н. начал с исследования философии Платона. Он считал, что правильно понять платоновский идеализм можно лишь через критическую философию Канта. Согласно интерпретации Н., основная мысль Платона состоит в том, что "идея" является не предметом, существующим независимо от мышления, а логическим законом, выражающим единство в многообразии и постоянство в изменчивости. Этот закон представляет собой также метод, при помощи которого мышление формирует предмет. Свою концепцию Н. называл "панметодизмом", подчеркивая этим, что философию он понимает не как позитивное знание, а как метод достижения такого знания.

Задачу теоретической философии Н. видел в том, чтобы показать, что мышление является единственным источником и основой собственных законов, что для него не существует никакого бытия, которое само не было бы "положено в мышлении". Следуя взглядам главы марбургской школы Когена, Н. считал, что эту задачу следует решать не путем спекулятивного конструирования "самопознания духа" (как это имеет место у Гегеля), а путем анализа "факта науки", раскрывая лежащую в его основе синтезирующую деятельность мышления. По Н., изначальный акт мышления может быть раскрыт лишь через анализ его продукта - позитивного научного знания.

Логический анализ должен раскрыть "первоначало" (Ursprung), представляющее собой двойное направление развития мышления - "объединять различное и различать объединенное". Преследуя эту цель, философия, должна ориентироваться на математику, поскольку обе эти науки имеют один предмет и различаются лишь по направлению его исследования: математику интересуют частные проявления логического начала, философию - окончательное единство всякого мышления, проявляющееся в логической функции. В математике это "первоначало" рассматривается как бесконечно малая величина. Логический анализ, по Н., обнаруживает изначальное единство трех "высших понятий" - мышления, бытия и познания - в "простом полагании", тезисе "нечто есть", дальнейшее развертывание которого связано с отрицанием, представляющим собой имманентный момент мышления. Ссылаясь на Гераклита, Платона, Николая Кузанского и Гегеля, Н. формулирует "закон совпадения", согласно которому "простое полагание" и его отрицание совпадают в синтезе, составляя тем самым триаду логического развития: мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в качестве собственной противоположности - бытия, и воссоединяется с собой через познание.

В работе "Общая психология" (Allgemeine Psychologie. Leipzig, 1912) Н. пытался показать, что объективирующий метод, в основе которого лежит "простое полагание", косвенным образом может применяться и для изучения субъективности. Поскольку всякое познание есть объективирование, то субъективность может быть познана лишь путем реконструкции актов, в которых субъект осознает отличие положенного им предмета от себя самого. В этике Н. разработал концепцию "социальной педагогики", основанной на идеале господства духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы. Исходя из педагогических принципов Песталоцци, Н. стремился создать систему воспитания, цель которой - гармония индивидуального и социального начал в человеке.

Т. Содейка (Вильнюс)

Философская пропедевтика. М., 1911; Социальная педагогика. СПб., 1911; Культура народа и культура личности. СПб., 1912; Кант и марбургская школа  // Новые идеи в философии. Сб. 5. СПб., 1913; Plato&s Ideenlehre. Leipzig, 1903; Die Logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig, 1910; Philosophishe Systematik. Hamburg, 1958.

Просмотров: 570
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • «ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»
  • БЛЕЙХЕРА-ХУДИКА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале
  • Догматизм мышления
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ
  • КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
  • КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
  • КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
  • КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ
  • Культура мышления
  • Культура мышления
  • Культура мышления
  • Культура мышления
  • Любознательность мышления
  • Мышления уровни развития
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • Персеверации мышления
  • СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Ускорения мышления
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь