НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА

- определенным образом связанная последовательность научных теорий. Концепция Н.-и.п. входит в число основополагающих допущений методологии И. Лакато-са, видного представителя критического рационализма. Лакатос рассматривал рост “зрелой” теоретической науки как смену исследовательских программ, состоящих из непрерывно связанных серий теорий. Каждая теория программы (за исключением исходной) возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории. Непрерывность программы обусловлена особыми нормативными правилами, некоторые из них предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших исследований (“положительная эвристика”), другие же говорят, каких путей здесь следует избегать (“отрицательная эвристика”). Важным структурным элементом исследовательских программ, согласно Лакатосу, является “жесткое ядро”, объединяющее условно неопровергаемые, специфические для данной программы фундаментальные допущения. “Отрицательная эвристика” запрещает в процессе проверки исследовательских программ направлять правило modus tollens классической логики на это “жесткое ядро” при столкновении с аномалиями и контрпримерами. Она предлагает изобретать вспомогательные гипотезы, образующие “предохранительный пояс” вокруг “жесткого ядра”, которые

должны адаптироваться, модифицироваться или даже полностью заменяться при столкновении с контрпримерами. Со своей стороны, “положительная эвристика” включает в себя ряд предположений, как видоизменить или развить опровергаемые варианты исследовательской программы, каким образом модифицировать или уточнить “предохранительный пояс”, какие новые модели необходимо разработать для расширения области применения программы.

Согласно Лакатосу, в развитии исследовательских программ можно выделить две основные стадии — прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии “положительная эвристика” способна стимулировать выдвижение вспомогательных гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое  содержание программы. Однако в дальнейшем, достигнув т.н. пункта насыщения, развитие исследовательской программы резко замедляется. Возрастает число гипотез ad hoc,  аномальных фактов, появляются внутренние противоречия, парадоксы и т.д. Наличие такого рода симптомов еще не служит объективным основанием для отказа от исследовательской программы. Ведь “маленькая революция или творческий сдвиг в ее положительной эвристике может подтолкнуть ее опять вперед”. Такое основание, по мнению Лакатоса, появляется только с момента возникновения новой исследовательской программы, способной объяснить эмпирический успех своей предшественницы и теоретически предсказать не известные ранее факты, которые в дальнейшем получат экспериментальное подтверждение. Конечно, новую программу нельзя отбрасывать после первой неудачи, а следует на время “укрыть” от утвердившейся соперницы.

В работах по философии науки иногда используют понятие “научная исследовательская программа” в более широком (и менее четком) смысле, чем у Лакатоса. В него включают некие общие предпосылки для построения научных теорий и даже “картины мира”, характеристики предмета или метода исследования и т.д.; напр., говорят о пифагорейской, атомистической, континуалистской программах.

И. П. Меркулов

Просмотров: 922
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • “КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ”
  • «КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
  • »КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ»
  • АВТОРСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Адресные социальные программы
  • ДИРЕКТОР ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА)
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Дополнительные образовательные программы
  • Клиент программы
  • КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ГУСа
  • Модуль учебной программы
  • Музыкальные концертные программы
  • Музыкальные трансляционные программы
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Образовательные программы
  • Образовательные программы
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Образовательные программы и учебники
  • Образовательные программы и учебники
  • ОСОБЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА
  • Программы предложений сотрудников
  • Программы психического здоровья
  • Программы психического здоровья
  • ПРОГРЕССИВНЫЕ И ВЫРОЖДАЮЩИЕСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • Универсальные социальные программы
  • ШАГ ПРОГРАММЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь