КРЕАТИВНОСТЬ

(лат. creo — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens — скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.

В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями — напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде

всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).

Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.

Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня “общего интеллекта”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта — лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях. Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон-

танно предпочитают определенные мыслительные стратегии — напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления — “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста.

О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995.

И.П. Меркулов

Просмотров: 529
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » И. Ивин. Философский словарь.




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • HOMO SAPIENS
  • ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Двигательные качества (способности) человека
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НА ПОЧВЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА, НЕ ОТНОСЯЩЕЕСЯ К СИНДРОМУ ЛОБНОЙ ДОЛИ (МКБ 310.1)
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ)
  • Качества мышления и структура интеллекта
  • Когнитивные (познавательные) способности
  • Когнитивные способности в общении: формирование
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • Препятствия, которые мы создаем сами
  • Препятствия, которые мы создаем себе сами
  • РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В МЫШЛЕНИИ. МЫШЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ
  • Создавать информацию
  • Способность восприятия, познавательная способность
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
  • ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА, ТЕСТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ
  • Человек (HOMO SAPIENS)
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта
  • тесты креативные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь