|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
РЕАЛЬНОСТЬ(от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон. 1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер "достоверной видимости" (см. Видимость), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является "трансцендентным", "перешагивающим" др. содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл, отличающий его от др. содержаний сознания. Трансцендентный акт отличается от др. актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой схватывающий акт. Человек знает, что предмет, на который направлено его сознание ( см. Интенция), является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом. Это знание трансцендирует сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую действительность (см. Психофизический уровень). Одновременно это знание есть осн. феномен естественного реализма. 2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяются как "происшествия", как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле я "знаю" последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д., переживаю успех или неудачу. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится "необходимость перенести что-либо" (см. Фактичность). Из противодействия, которое реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных предметов и их свойств. Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует уверенность в реальности, ее достоверность (см. Труд). Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т. к. они являются заглядыванием в надвигающееся, в "грядущее" (см. Ситуация), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий. Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее - это будущее, неотвратимо надвигающееся на нас. Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие). В принципе они тоже являются проспективными, т. к. направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено также и на лица. "Затрагивайте" личности моими действиями может иметь своим следствием обратное "затрагивайте" меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|