Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПСИХОЛОГИЯ



ПСИХОЛОГИЯ

(от греч. psyche душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; учение о душе и душевном. Исходным материалом для психологии, поскольку она пользуется методом самонаблюдения, служат факты т. н. внутреннего опыта - воспоминания, переживания, волевые побуждения и т. п.; поскольку же она использует методы науки о выражениях, таким материалом становятся формы выражения духовных переживании, напр. жесты, почерк, вообще действия любого вида. Современная психология отличается от старой (которую завершает В. Вундт) следующими принципами: 1) в сфере психического не целое возникает из отдельного (элементов), а отдельное из целого и, следовательно, теория ассоциации является бессодержательной; 2) душевное развитие продвигается не от специфического к всеобщему, а наоборот (см. Понятие); 3) целое обладает собственными свойствами, которые не выявляются в его составных частях (см. Гештальткачества, Структурная психология); 4) возникновение психической целостности протекает не произвольно, а по законам гештальта (см. Закон, Прегнантности правило); 5) если психическое явление представляет собой часть целого, то оно имеет др. свойства, чем когда выступает обособленно (см. Система отношений, Поле). В то время как общая психология открывает и исследует закономерности душевной жизни (центральные проблемы: действительность, наличное, преднаходимое, проблема тела и души, сознание, восприятие, установка, представление, воспоминание, внимание), прикладная психология  занимается проблемами душевного и духовного развития человека, вопросами воспитания и обучения (детская и юношеская психология) , совместной жизни людей (социальная психология,  психология масс) , психологией правонарушения (криминалистическая психология) , проблемами духовного действия бессознательного (психоанализ, психология личности, глубинная психология) , духовных требований трудовой жизни (психология труда,  тейлоризм, тесты), внутренней жизни животных (зоопсихология), вопросом о роли эротики в душевной жизни (сексуальная психология) , устранением духовных и душевных нарушений (психопатология, психотерапия). Кроме того, с точки зрения метода различают экспериментальную (см. Экспериментальная психология), сравнительную, дифференциальную (см. Дифференциальная психология) и описательную (см. Описательная психология) психологии. Вспомогательными науками по отношению к психологии являются прежде всего теория познания,  психофизика, физиология, психиатрия, хирургия мозга. Психология как наука развивалась исторически. Первую психологию написал Аристотель; он рассматривал душу как "первую энтелехию", т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя осн. способностями - питанием, ощущением и мышлением. И только благодаря прогрессу естественных наук в 16 в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего средневековья, сменилась новой психологией, в центре которой стояло убеждение в том, что причинность закономерно определяет душевную жизнь. Это механистическое понимание душевной жизни представляли Гоббс и Спиноза. В англ, ассоциативной психологии (Гартли, Юм - в 18 в., позже - Дж. Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер и др.) была сделана попытка представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом "механического" результата побуждений к представлению, подчиняющихся ассоциативным законам. Гербарт пытался создать психологию, подобную естественным наукам, т.е. придать ей математическую оформленность всюду, где это только возможно. Прогресс психологии чувств (И.Мюллер, Е.Г.Вебер, Г.Л.Ф.Гельмгольц и др.), обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (Г.Т.Фехнер), результаты анатомии мозга в совокупности с физиологией, применение к психологии учения о развитии (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.), обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, объединение психологии с социологией и, наконец, создание экспериментальной психологии - все эти отдельные науки в 19 в. определяли психологическое исследование. Наконец, с нач. 20 в. психология (благодаря новой психологии целостности) все больше и больше начала освобождаться от препятствий, которые она встречала в виде механистических и психологистических попыток ее интерпретации.

Просмотров: 850
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (комплексная психология)
  • ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Глубинная психология
  • КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • Описательная психология
  • ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ МАСС
  • ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
  • ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
  • ПСИХОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
  • Психология женщин, психология мужчин
  • Психология развития
  • Психология развития
  • Психология учения
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ
  • ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ЮНОШЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь