ГАРТМАН (HARTMANN) Николай

(род. 20 июля 1882, Рига - ум. 9 окт. 1950, Гёттинген) - нем. философ; с 1931 - профессор в Берлине, с 1945 - в Гёттингене. Сначала принадлежал к марбургской школе, но затем отошел от нее, т. к. не разделял ее рационалистического субъективизма, согласно которому познание есть создание предмета, а мышление и бытие - одно и то же. Познание является скорее постижением в-себе-сущего, которое наличествует до и независимо от всякого познания (у Гартмана всегда говорится больше о категориях бытия, чем о категориях познания) и ведет за пределы сознания - к явлениям действительности. Согласно Гартману, в философии речь идет, следовательно, об исследовании мира явлений, состоящего из различных слоев бытия (неорганического, органического, духовного), из которых каждый высший слой коренится в низшем, не будучи последним полностью детерминированным (см. Учение о слоях). При этом во всех областях существуют проблемы, которые неразрешимы до конца, собственно метафизические проблемы, принадлежащие к проблемному мышлению, названному Гартманом апоретикой: осн. формы бытия (существование, жизнь, сознание, дух, свобода и т. д.) вечно остаются загадочными, непознаваемыми, трансинтеллигибельными, гносеологически иррациональными. Только исходя из проблемного мышления, можно перейти к мышлению систематическому, к теории философской онтологии. Мир, в сущности, есть лишь один мир. Приписывать этому мировому единству некую "идею", напр. в форме "Бога", было бы опрометчиво (см. Атеизм). Фундаментальную онтологию Хайдегтера, ставящую вопрос о смысле бытия, Гартман считает с самого начала ошибочной. К метафизическим, неразрешимым до конца вопросам философии относится также вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием, между каузальной, реальной детерминированностью и телеологической ценностной детерминированностью. Только через человека ценности воздействуют телеологически детерминирующим образом на каузально детерминированный мир, отсюда возникает власть человека  над вещами, позволяющая ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его по своей воле. В своей "Этике" (1926), самом характерном для Гартмана произв., где он проводит некоторые идеи Макса Шелера, Гартман развивает материальную этику ценностей, в которой пытается обнаружить смысл и содержание "добра" и пути осуществления его в жизни. Осн. произв.: "Grundzьge einer Metaphysik der Erkenntnis", 1921; "Ethik", 1926; "Das Problem des geistigen Seins, Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaft", 1933; "Zur Grundlegung der Ontologie", 1935; "Mцglichkeit und Wirklichkeit", 1938; "Neue Wege der Ontologie", 1942; "Die Anfдnge des Schichtungsgedankens in der alten Philosophie", 1943; ""Leibniz als Metaphysiker", 1946; "Philosophie der Natur", 1950; "Teleologisches Denken", 1951; "Дsthetik", 1953 (рус. пер. "Эстетика", 1958); "Einfьhrung in die Philosophie (Vorlesungsnachschrift)", 1950; "Philosophen-Lexicon", Bd. l, 1949 (в этой работе Гартман дал краткое изложение своей философии).

Просмотров: 688
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Макс
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай (1882-1950)
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай (1882-1950)
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Николай фон
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард (1842-1906)
  • ГАРТМАН (HARTMANN) Эдуард (1842-1906)
  • ГАРТМАН (Николай)
  • ГАРТМАН Николай
  • ГАРТМАН Николай (1882-1950)
  • ГАРТМАН Николай (1882—1950)
  • Гартман(Эдуард V. HARTMANN)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Зенон Элейский: апории в свете проблемы бытия
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Познание бытия
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь