ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

- с самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. - руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. - рассказ, поучение), а позднее переложенных в Талмуд (евр. - учение), было расширено благодаря включению эллинистического понятия идеи блага, что особенно сказалось на философии александрийских евреев. Главным представителем этого периода является Филон (25 до Р. X. - 50 после Р. X.), защищавший евр. религиозное учение, облаченное в одежды греч. философии (Платона). После гибели иудейского государства (70 после Р. X.) евр. философия при раввине Иоханане бен Заккаи сделала попытку овладеть духовным наследием иудаизма. Особого успеха в этом направлении добился раввин Акиба бен Иосиф (50 - 137), чьи соч. стали основой Мишны (евр. - обновление). Все содержание религиозных законов евреев, устно или письменно сохранившихся в первые пять христ. веков, было собрано в Талмуде (евр. - учение), составленном ок. 500 на восточноараб. языке. Ок. 761 Ханан бен Давид основал сектукараитов, которые духовно отделились от приверженцев Талмуда и начали заниматься философией. В это же время иудейская философия сталкивается с исламом и испытывает с его стороны различного рода влияния. Возникает родственная караитской философия мутазилито в (араб. - обособившиеся), которые использовали мыслительные формы греч. логики и поэтому назывались еще и каламитами (араб. - догматики); они проповедовали справедливость и единство Бога и отрицали, что бытие Бога можно определить с помощью атрибутов (борьба против христ. учения о троице и против дуализма манихейцев). Начинается период расцвета иудейской философии (см. также Европейская философия), в котором надо различать два главных направления: 1) восточное, с центром в Вавилоне; главные представители: Саади бен Иосиф и Аарон бен Элиа, караит, осн. соч. "Ez Hayyim" - "Родословная величины" (1346); 2) западное, с центром в Испании, где работали прежде всего: неоплатоник Габироль; Маймонид; Иегуда Галеви (1085 - 1145), врач, философ религии и крупнейший евр. поэт послебиблейского времени; Авраам Ибн Дауд (А. бен Давид, 1110-1180), осн. труд "Emunah Ramah" - "Возвышенная вера"; Бахья бен Иосиф (ок. 1050), неоплатоник, осн. соч. "Hoobot ha-Lebabot" - "Сердечные обязанности" и "Torot ha-Nefesch" - "Учение о душе"; Леви бен Герсон (Герсонид; 1238-1340), аристотелик, астроном, осн. соч. "Milhamot Elohim" - "Войны Бога" (1560); Дон Хоздан Крескас (13401412), первый из европейцев критиковавший Аристотеля, противник рационализма Маймонида. В западном направлении, как во всем западном средневековье вообще, господствовал дух Аристотеля. Восточное направление держалось посередине - между аристотелизмом и мутазилитством. Все эти мыслители разрабатывают ряд основополагающих проблем, причем предполагаются безусловная истинность содержания торы (пятикнижие Моисея) и высокая ценность соч. пророка. Бытие Бога восточные философы и Бахья доказывают логически (творение есть - следовательно, есть творец), западные - с помощью аристотелевских аргументов. В отличие от рационалистического направления схоластики Иегуда Галеви, основываясь на факте исторического откровения, стремится к доказательству надынтеллектуального характера откровения и присущей сердцу всякого благочестивого уверенности в бытии Бога. Для Саади и его школы единство Бога заложено уже в понятии творца, в то время как Маймонид и его сторонники разрабатывают понятие неподвижного двигателя и мировой гармонии. Проблема свойств (атрибутов) Бога вызвала широкую дискуссию, в центре которой стоял вопрос о непостижимости Бога. Несмотря на это, делаются попытки дать некоторые определения Бога. Саади называет творца Единым, Полным жизни, Могущественным, Мудрым; Бахья - Единым, Существующим, Вечным; Ибн Дауд добавляет: Истинный, Желающий. Но поскольку все свойства Бога в основе своей неотделимы от понятия единства Бога, Бахья негативно устанавливает содержание этого понятия; к такому пониманию присоединяются все др. философы, причем Герсон и Крескас с некоторыми оговорками. Относительно самого мира евр. философия, как и школа Саади, присоединяется к учению Аристотеля об отношении между материей и формой; и та, и другая вновь возвращаются к понятию материи, ее четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), разделению Вселенной на высший мир сфер и низший, подлинный. Саади проповедует постепенное сотворение Богом мира из ничего (сначала воздух, возникающий из материи и формы, из него - элементы, ангелы, звезды и сферы). Ибн Дауд, Маймонид и Герсон защищали убеждение, что из prima causa происходит духовная сущность, а от нее - девять др., соответственно числу сфер. Габироль и Герсон утверждали, что материя существует вечно; акт сотворения был только актом наделения материи формой и жизнью. Провидение Бога выводилось из устойчивости естественного порядка вещей, и, несмотря на это, чудеса (т.е. нарушение этого порядка) считались возможными; т. к., согласно мутазилитскому воззрению, законы природы  - лишь "привычки Бога", то он к ним никоим образом не привязан. Для Маймонида провидение есть свойство человека, связанное с интеллектом. Отношение между божественным провидением и человеческой свободой воли и выбора ставит проблему: знает ли Бог заранее, что собирается делать человек? Если он это знает, то человеческая свобода выбора - только видимость. Саади говорит: божественное знание - как взгляд в зеркало будущего, который не влияет на человеческие поступки. Маймонид считает, что божественное знание отличается от человеческого тем, что Бог знает ход событий, не стесняя этим свободы выбора человека. Ибн Дауд и Герсон ограничивают божественное знание тем, что человеку предлагается выбор. По Крескасу, человек ничего не знает о действительной ситуации, в которой он находится; поэтому Бог оценивает не результат его выбора, а благое или дурное намерение. Душа создается Богом в процессе непрерывного творения. По Саади, она состоит из тонкой духовной субстанции; желания, чувства и мысли - ее главные функции; Маймонид добавляет еще две: силу воображения и познание. Ибн Дауд принимает предсуществование души и ее способность к развитию в земном бытии. Все мыслители считают душу бессмертной; по мнению Саади и Галеви, после смерти тела продолжает жить вся душа, по мнению др. философов - только разум (мысль). Евр. этика целиком присоединяется к аристотелевскому учению о золотом среднем пути, нахождение которого осуществляется с помощью торы. Маймонид считает золотой средний путь нормой, свойственной лишь заурядному человеку. Человек же, стоящий выше, должен идти лишь самым лучшим путем. Крескас утверждает, что любовь к Богу и мечта осуществить ее в жизни составляют основу человеческого поведения. После изгнания евреев из Испании (1498) евр. философия ограничивается разыскиванием и комментированием разработанного материала. Работами Иосифа Альбо (1380-1435), стремившегося к догматизации содержания веры, и Исаака Альвиванеля (1437 - 1508) заканчивается евр. схоластика. Привлекают к себе внимание личности Бенедикта Спинозы и Моисея Мендельсона, который перевел на нем. тору и псалмы, побудив тем самым евреев заниматься языком и литературой (до этого ортодоксальные евреи могли читать только евр. тексты). Особое явление в иудейской философии образует хасидизм. Значительным было участие евр. мыслителей и в дальнейшем развитии европейской философии. Особенно велик их вклад в логику и теорию познания. Но это их творчество уже не может быть расценено как чисто евр. философия.

Просмотров: 966
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «Адвокат Бога»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • АТРИБУТЫ БОГА
  • Адвокат Бога
  • БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА
  • ВЕЧНОСТЬ (БОГА)
  • Вера в Бога
  • ГОСПОДСТВО (БОГА)
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
  • Догмат о триединстве Бога или о Троице
  • ИДЕЯ БОГА
  • КАЧЕСТВА БОГА
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА
  • ПЛЕМЕННОГО БОГА КУЛЬТ
  • ПОНЯТИЕ БОГА
  • ПРИСУТСТВИЕ (БОГА)
  • ПРОСТОТА (БОГА)
  • СААДИ БЕН ИОСИФ
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СОВЕРШЕНСТВО (БОГА)
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь