ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

- направление в психологии, акцентирующее исследовательское внимание на изучении влияния специфической культуры этнических общностей на формы отражения внешнего мира в индивидуальном, а также общественном сознании и на стереотипические и осознанные поведенческие реакции представителей данного этноса или этнографической группы.

Понятие Э. (Volkerpsyhologie) введено в научный оборот в 1859 г. немецкими психоантропологами Лацарусом и Штейнталем. Первоначальной задачей Э. было: 1) познать психологически сущность народного духа и его действия; 2) открыть законы, по которым совершается внутренняя, духовная и идеальная деятельность народа в жизни, искусстве и науке; 3) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа. Исходя из этого названные ученые определяют Э. как "науку о народном духе, т. е. учение об элементах и законах духовной жизни народов". Следующим этапом в становлении научной Э. можно считать работу Вундта "Очерки психологии", вышедшую в 1873 г., где заявляется, что "этнопсихология должна быть не чем иным, как продолжением психологии в области феноменов жизни общностей". Задачу Э. он видел в "генетическом и каузальном исследовании тех фактов, которые предполагают для своего развития духовные взаимоотношения человеческого общества". Дух народа Вундт трактовал как особое замкнутое образование, объединенное психическим сходством индивидов, принадлежащих одному народу, содержание которого может быть зафиксировано при сравнительном изучении мифологии, культуры, языка и т. д. Данный подход к определению предметной области Э. был подвергнут критике русским философом Г. Г. Шпетом в работе "Введение в этнопсихологию", вышедшей в свет в 1927 г., где психоантропологический подход к Э. обвиняется в "претензии на сущностное объяснение национального духа", отсутствии собственного объекта исследования (использовании лингвистического, исторического, этнографического материала без собственной категориальной и методологической базы) и в некорректной экстраполяции метафизических подходов немецкой классической философии на социальную психологию. Сам Шпет считает, что Э. - "есть описательная, типологическая наука, которая через понятие общного типа, объединяет все типы человеческих переживаний, определяемых по языку, верованиям, обычаям, искусству, мировоззрениям и пр. Объект этнопсихологии - народ с его переживаниями, складывающимися из присвоения себе известных исторических и социальных взаимоотношений и в противопоставлении их другим народам".

Современное предметное наполнение понятие Э. получает в 1961 г., и связано оно с именем X. Вернера, который в своей работе "Компоративная психология ментального развития" интерпретировал эту дисциплину как область исследования характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательного поведения и т. д.

Российская традиция разработки проблем Э. начинается с работ в этой области В. Ключевского, П. Лаврова, Л. Мечникова, Н. Кареева, И. Бодуэна де Куртенэ, Плеханова, Данилевского, Н. С.Трубецкого и др. евразийцев, рассмотревших Э. через призму воздействия на восприятие и поведение людей геоклиматических факторов, цивилизационных и этических контекстов, языковых форм и исторических коллизий.

Сегодня Э. является самостоятельной научной дисциплиной, развивающейся в тесном контакте с др. гуманитарными науками, исследующими этнические общности  (а именно, этносоциологией, этнографией, этнополитологией, историей, культурологией, психолингвистикой и т. д.).

В. М. Андриянов

Просмотров: 386
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Деятельный подход в изучении личности
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Нозоцентрический подход в психологии
  • Нормоцентрический подход в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТА
  • Экологический подход в психологии
  • микроструктурный подход в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь