|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
ВОСПИТАНИЕ- первоначально это слово означало "вытягивать", а в более расширительном толковании - "выращивать", и связывалось прежде всего с процессом питания. Термин В. также имел оттенок, указывающий на вскармливание. В древнерусских текстах В. отражалось словами "кормить", "питать", а воспитатель часто назывался кормильцем. Сейчас в самом широком философском смысле этот термин означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования, когда внешнее (объективное) становится содержанием внутреннего (субъективного), т. е. переводится в область сознания конкретных людей, чтобы потом соответственно отразиться в их мыслях, поведении, чувствах. В., выделяемое как специфическая функция общества, является предметом такой науки, как педагогика. С т. зр. педагогики, В. - это прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений). Существует и другая, более узкая трактовка термина В., которая отражает практическую деятельность учителя, педагога, раскрывая В. прежде всего как целенаправленный организованный процесс формирования у личности социально ценных, позитивных качеств. В основе В. лежит система воспитательных отношений, и наиважнейшее значение имеют не сами по себе условия развития человека, а его фактическое место в этих условиях, отношения к ним и характер деятельности в них. Важно отметить, что В. предполагает активное двустороннее социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, в результате которого происходит обоюдное духовное взаимообогащение, взаиморазвитие, взаимосовершенствование. В этом смысле В. есть совместная жизнедеятельность воспитателя и воспитуемого, организованная по таким педагогическим законам и такими способами, когда передача, усвоение и воспроизводство социального опыта протекают наиболее быстро и эффективно. В XX столетии выявляются новые черты В. Передача старшими своего опыта младшим, - как и простое воспроизводство новыми поколениями социального опыта предыдущих, - становится затруднительной, а часто и малоэффективной. В традиционных обществах условия жизни в основном сохранялись в деятельности нескольких поколений, что делало естественным В. в привычных формах. В обществах XX в. формы опыта могут меняться на протяжении жизни одного поколения, а это делает их простое воспроизводство непродуктивным, может вызывать конфликты между поколениями. Самовоспитание становится практической проблемой для многих зрелых людей. Вместе с тем перед ними возникает задача понимания проблемности опыта своих младших современников, задача разграничения живого опыта людей и социальных стандартов. Т о., проблема В. обретает широкий социально-философский и культурный смысл (см. "Обучение"). Социальная философия акцентирует внимание на соотношении в В. воспроизводства и обновления социального опыта. Следует иметь в виду, что в процесс освоения социального опыта вступает не отделенный от своего поколения индивид, а целая "когорта" будущих личностей, и сам факт их вступления в связи общества неизбежно порождает новые проблемы, стимулирует поиск новых схем общения, деятельности и т. д. Б. Г. Матюнин Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|