ПОРЯДОК СОЦИАЛЬНЫЙ

- понятие, выражающее устойчивость и организованность общественной жизни, а также возможность объективирования социального и, следовательно, его концептуализации. П. с. был проблематизирован Гоббсом через вопрос: как возможно общество? Проблема П. с. необходимо связана с проблемой воспроизводства общественной жизни, социальных регулярностей и рекурсивности человеческой деятельности.

В пору зарождения социологии проблема П. с. формулируется в гносеологическом аспекте, поскольку традиционные мифологические, религиозные и метафизические представления об обществе и, соответственно, различные трактовки П. с. (судьба, проявление божественной воли и гипостазированные сверхъестественные силы и механизмы) замещаются анализом гносеологических и логико-методологических проблем становления социологии и в целом социального знания как объективной науки.

Социальная теория складывается под воздействием норм и идеалов естественнонаучного мышления, поскольку именно естественные науки  обнаружили достаточную степень объективности. Стремление использовать естественнонаучную парадигму с необходимостью требует трактовки проблемы П. с. с натуралистических позиций. Повторяемость естественного, природного порядка, проявляю щаяся в признании объективных законов природы, служит образцом решения проблемы П. с. в общественной жизни. Т. о., анализ проблемы П. с. переформулируется как проблема "признания всех явлений подчиненными неизменным естественным законам" (Конт), моделируемым по аналогии с физическими законами.

Успехи биологических наук предопределили единство натурализма и функционализма в анализе проблемы П. с. "Социальный реализм" Дюркгейма построен на объективности социального, внешнего и принудительного относительно индивидов. В рамках структурного функционализма проблема П. с. разрабатывается в теории социальных систем Парсонса.

Согласно Парсонсу, любая социальная система имеет наличное физическое основание, в роли которого выступают индивиды, которые в процессе взаимодействия организуются, чтобы образовать коллективы. Последние, в свою очередь, управляются в соответствии со все более высокими порядками обобщенных институализированных норм. Существенное отличие социальных систем, согласно Парсонсу, заключается в том что, важнейшим компонентом их элементного состава является набор безличных связей, норм и ценностей, целенаправленно вводимых в отношения между людьми. Нормы и ценности являются той мерой, которая определяет стандарт поведения людей, составляющих социальную систему: посредством их упорядочивается и организуется, а также оценивается деятельность индивидов и определяются санкции по отношению к тем, кто допускает отклоняющееся от норм и ценностей поведение. Нормы и ценности вырастают из многократных повторений ситуаций взаимодействия ролей, выполняемых индивидами в рамках социальных систем.

Теории "интерпретативной социологии" (феноменологическая социология  симвопический интеракционизм, этнометодология) основное внимание при анализе проблемы П. с. уделяют повторяющемуся характеру повседневных взаимодействий. Однако в этих теориях предпочтение отдается не анализу упорядоченности социальных процессов, а анализу неопределенных ситуаций и новых форм взаимодействия (в символическом интеракционизме), ситуативности и контекстуальности (в этнометодологии). Это предпочтение объяснимо, если учесть т. н. "лингвистический поворот"  в исследовании общественной жизни и обусловленный им интерес к феномену языка и языкового взаимопонимания. Именно язык и языковые формы взаимопонимания предопределяют повторяемость социальных взаимодействий. Но, поскольку язык принимается теориями "интерпретативной социологии" как наличная данность и далее непроблематизируемый компонент любого социального взаимодействия, природа воспроизводства социального порядка и регулярностей отодвигается на второй план. Вся аналитическая проблема разворачивается внутри повторяющихся форм поведения, но с исключительным вниманием к нюансам и деталям, инновации и творчеству. В результате анализ П. с. ограничивается выяснением природы воспроизводства через и с помощью лингвистических форм.

Современная социальная теория  отвергает принцип однородности и упорядоченности по типу естественной, природной упорядоченности, но в то же время противопоставляет себя и теориям "интерпретативной социологии" по вопросам рекурсивности и регулярности социальных практик. Проблема П. с. предполагает анализ структур производства и воспроизводства социальных реглярностей, обусловленных повторяемостью человеческой деятельности. Язык оказывается не надситуативным образованием, предопределяющим и, соответственно, ограничивающим социальное взаимодействие,  а выступает необходимым компонентом повторяющихся форм социального взаимодействия. Повторяемость языка обусловлена повторяемостью и воспроизводимостью социальных практик. Социальные регулярности, повторяющиеся формы взаимодействия зависят не от рефлексивной индексальности объяснений, не от символических определений и интерпретаций, а от институционально воспроизводимых контекста и формы взаимодействия, "габитуса" (Бурдье), "модальностей структурации" и "дуальности структуры во взаимодействии" (Гидденс), "нетранзитивных объектов" (Бхаскар). Динамичность общественной жизни обусловлена именно упорядоченностью, повторяемостью социальных взаимодействий.

Т. X. Керимов

Просмотров: 891
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (АСН)
  • АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  • АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  • ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • НАУКОЕМКОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • СТОХАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ социальных сетей
  • Социальный статус. Систематизация социальных ролей
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • Теория социальных представлений
  • Теория социальных сетей
  • Теория социальных суждений
  • Тренинг социальных навыков
  • Тренинг социальных навыков
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • ЭКСПЕРИМЕНТ в социальных дисциплинах
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь