ОБЫЧАЙ

- стереотипизированная форма деятельности, лежащая в основе структур повседневности конкретных этнических и социальных групп. Будучи способом закрепления в исторической памяти наиболее значимых элементов социального опыта, О. служит для их диахронной передачи и последующего воспроизведения. В этом плане О. выполняет ряд социальных функций, являясь носителем кода социальной информации, средством самоорганизации общности людей, первичным регулятором отношений между членами социума и др. В отличие от традиции, которая также относится к числу стереотипизированных схем деятельности, но задает лишь самую общую направленность поведения членов социума, О. учитывает ситуативный характер человеческой деятельности и задает более детальные предписания того, как необходимо действовать в той или иной ситуации - по принципу "так было всегда" или "так поступают обычно (т. е. - в повседневности)". Однако, в отличие от ритуала или обряда, О. еще не алгоритмизирует поведение субъекта, допуская известную степень его вариативности. О. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В доиндустриальном обществе О. является непосредственным источником нравственных, правовых и иных социальных норм, причем связь последних с О. настолько тесна, что формируются целые специфические системы, скажем, обычного права. Формируясь в процессе непосредственной коллективной деятельности, О. имеют весьма высокую степень устойчивости, хотя степень их императивности может варьироваться в зависимости от исторического типа общества, этнокультурных особенностей и т. д. Помимо высокой степени устойчивости, особенностью О. является то, что способы кодирования и расшифровки социальной информации в нем включают и бессознательные составляющие, что предполагает необязательность специализированных институтов, рационализированных схем для передачи и усвоения социокультурного опыта. О. носят коллективный характер, формируются и изменяются в деятельности больших масс людей. В силу этих своих особенностей О. выступают способом именно межпоколенных связей, обеспечивая устойчивость культуры во времени. И жизнеспособны они в том случае, если обусловливают динамизм преемственности в культуре, поддерживая оптимальное взаимодействие между ее предшествующими и последующими состояниями, между старым и новым в ней.

Именно благодаря О. новые инокультурные "включения", постепенно трансформируясь, становятся элементами данного культурного типа, на те же из них, которые не вписываются в существующую систему культуры, О. налагают определенные запреты. Иначе говоря, О. жизнеспособны и устойчивы до тех пор, пока они выполняют функцию "клапана", пропускающего в систему культуры только те влияния извне, которые "органичны" для нее в силу ее исторической подготовленности к их восприятию. Кроме того, О. существенно влияют на то, как проникающее в культурную систему внешнее воздействие меняет свое качество, т. е. они способны определенным образом трансформировать внешнее воздействие, чтобы адаптировать его к специфике данной культуры. Наконец, О. способны управлять процессом усложнения структуры, роста многообразия в системе культуры. В определенном смысле они как бы ограничивают ее эволюцию, "отвечая" при этом за сохранение специфики культуры. С этой т. зр. можно видеть, что роль О. в различных сферах: хозяйственной, бытовой, духовной и т. д. - неодинакова. Дело в том, что каждая подсистема культуры имеет свое время бытия, и сосуществование их носит атемпоральный характер. Так, если, скажем, материальная или политическая культура  более динамичны, то культура духовная  трансформируется весьма медленно, и О. в этой сфере более устойчивы и наиболее императивны. И зачастую именно они, формируя ценностные ориентации  народа или эпохи, оказывают активное сдерживающее влияние на развитие производственных технологий, организационных отношений и пр.

Мы не можем рассматривать О. как некие абсолютно "застывшие" формы деятельности, неизменные ее стандарты. В истории любого народа или эпохи есть периоды "отказа" от тех или иных образцов деятельности, более или менее продолжительные во времени. Так, развенчание прежних кумиров посредством их осмеяния в период ранней военной демократии - пример отказа от старых О.

Появление викингов было ознаменовано разрушением старых религиозных О. у скандинавов, когда объектами поклонения становились боги - "асы", "воры" "разбойники", "убийцы". Динамика О ~ это постоянный процесс преодоления тех его сторон, которые не обеспечивают процесс самоорганизации культуры. Причем, темп динамики О. зависит, во-первых. от интенсивности их влияния на всю систему культуры в период ее устойчивого развития и, во-вторых, от силы внешних влияний.

В. А. Алексеева

Просмотров: 771
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ
  • Две культуры
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ, ГЕН
  • Корпоративное регулирование хозяйственной культуры
  • МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • Мобильность хозяйственной культуры
  • Модели модернизации хозяйственной культуры
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Навыки культуры поведения
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • ПЕРИОД НЕПРЕРЫВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Пространственные факторы хозяйственной культуры
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Субъект объеденной хозяйственной культуры
  • Субъект специализированной хозяйственной культуры
  • ТЕСТЫ, СВОБОДНЫЕ ОТ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Учреждение культуры клубного типа
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь