|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
МАНИХЕЙСТВО- дуалистическое религиозно-философское учение, основанное в III в. Мани и оказавшее значительное влияние на формирование ряда религиозных и философских систем Запада и Востока. С III по XI вв. это учение распространилось от Северной Африки до Китая, в VIII - IX вв. стало государственной религией уйгуров. В поздней Римской империи и Византии оно преследовалось как ересь, т. к. смешивало элементы христианства и зороастризма. М. просуществовало под разными наименованиями (павликианство, катаренство, богомильство, альбигойство) до конца средних веков. Согласно восточным источникам, перс Мани (Mani, Manes, Maniclmus) yoдился в215- 216 г. в Вавилонии, по матери происходил из царской династии Арзакидов, воспитывался в знатном роде магов, славился как ученый и художник. В 240 г. в Персии Мани объявляет себя посланником Бога, продолжившим миссии Зороастра, Будды и Христа. Из-за враждебного отношения к себе со стороны царя Сапора I Мани вынужден оставить Персию и скитаться в Туркестане, Китае и Индии, где основывал общины. В 272 г. по смерти Сапора I Мани возвращается в Персию, где новый царь Гормизда не только благосклонно принимает его, но даже предоставляет ему для безопасности от жрецов отдельный замок. Но через два года Гормизда умирает, его место занимает Барам I. Под предлогом диспута с магами царь вызывает Мани из его замка, диспут действительно устраивается. Мани признается на нем побежденным. Между 274 - 277 гг. Мани был распят. В своих сочинениях ("Книга тайн", "Живое Евангелие" и др.) Мани таким способом объединяет персидские, вавилонские, иудейские, гностические и христианские представления, чтобы с их помощью подтвердить свою идею происхождения нашего мира из двух вечных первоначал - духа и материи. Практическая цель М. - вызволение духовного начала от материи. Есть две равные субстанции: Свет и Мрак, Ормузд и Ариман, с многочисленными зонами. Бог света благ и свят и все наполняет светом; бог мрака материален и зол. В "первое время" добро и зло обитают в разных пространствах и отграничены друг от друга: добро находится на севере, востоке и западе, а зло - на юге. "Второе время" наступает, когда все пять стихий-эонов Аримана (тьма, ил, ветер, огонь, дым) ополчаются на высший свет и вторгаются в царство света. Для зашиты от них Благой отец изводит из своего царства матерь жизнь, высшую мировую душу, а та, в свою очередь, порождает первочеловека, снабженного пятью чистыми элементами (светом, огнем, ветром, водою, землею). Первочеловек вступает в борьбу с сынами ("архонтами") мрака, но злым силам удается оторвать от него частицу света и пленить его. Оторванная частица света проникает в материю и становится мирообразующим принципом, благодаря действию которого оба царства смешиваются. Для спасения первочеловека Ормузд порождает "Дух живой". Победив сынов мрака, Дух создает космос для очищения света, поглощенного мраком. Все в видимом мире состоит из двух субстанций, смешанных в разных пропорциях. Световая материя, разлитая в этом мире, олицетворяется в Сыне Божием. Иисус Страждущий - Сын Божий, заключенный в материю, а Иисус не страждущий - части света, освобождающиеся и переносящиеся на Солнце. Солнце и Луна - катализаторы божественного света: во время своих увеличений Луна принимает души умерших, а во время убываний - отправляет их к Солнцу, которое пересылает их дальше к Богу. У человека две души - световая и злая. Царь мрака собрал большую часть находившегося у него света и заключил его в Адаме, а Еву создал ему из ила, дабы через страсть раздробить обитающую в нем световую натуру. Через первый грех - супружество и оплодотворение - свет мировой души индивидуализируется во всевозрастающем потомстве, поэтому его сила к возвышению слабеет. Грех исходит от тела; тело есть тюрьма, охраняемая злою душой; плененная телом световая душа не в состоянии сама высвободиться. На помощь людям, заблудшим из-за язычества и иудейства, сходит царствующий на Солнце Христос. Тело Христово - только видимость, а Его страдания кажущиеся. Христос учил людей тому, как им следует постепенно освобождаться от материи, чтобы возвратиться в Небесное Отечество. Однако учение Христа оказалось плохо понято Его апостолами-"галилеянами", а впоследствии и вовсе извращено христианами. Предвидя судьбу Своего учения, Христос обещает людям послать Утешителя, который и явился для восстановления Его истины в лице Мани. "Третье время" наступит, когда добро окончательно восторжествует над злом: свет очистится от смешения с материей, а материя, лишенная божественного света, сгорит во вселенском пожаре. Человеческие души могут спастись через "гнозис" (знание), идущий от Христа и выявляемый полнотой учения Мани. Манихеи совершенно отвергали Ветхий завет, а Новый считали отчасти неподлинным и приспособленным к иудаизму Согласно Мани, тем, кто верует в Христа как Сына Божьего, нужно отказаться от поклонения богу иудеев, являющемуся принцем тьмы. Мани признает три Божественных Лица - Отца, Сына и Св. Духа, но, в отличие от христианства, описывает Сына и Духа как эманации от Отца. Очищаться от уз материи человек может через "печать уст" (запрет хулы, мясной пищи, возбуждающих напитков), "печать рук" (отказ от материальных благ, телесный покой, созерцание) и "печать лона" (воздержание от брака и деторождения). Все эти правила о воздержании обязательны только для совершенных, а слушатели свободны от них. Внешний культ М. прост - без алтарей и обрядов, в каждое воскресенье и в день смерти Мани - пост. Эзотерическое богослужение держалось в тайне. Генеральная ассамблея М. возглавлялась великим мастером (президентом), которого считали представителем Иисуса Христа. Его окружало 12 магистров (апостолов), ниже их стояло 72 епископа, затем пресвитеры, диаконы, евангелисты. Д. В. Пивоваров Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|