DIFFERANCE

- французский неографизм, введенный Деррида для преодоления фундаментальных принципов метафизики - присутствия, тождества, логоса и т. д. Слово D. образуется субстантивированием корня differe. На слух разница двух терминов "difference" и "diferance" не воспринимается, в результате чего моделируется некая конфигурация понятий, не обязательно производных от differer. Деррида различает четыре значения этого термина. Во-первых, D. в соответствии с этимологией латинского слова differre означает движение, "которое заключается в задержке посредством замедления, делегирования, отсрочки выводов, отклонения, откладывания, возвращения". Причем, в этом первом смысле D. как задерживает, замедляет присутствие, так и выступает условием его возможности Во-вторых, D. означает то, что производит различие вещи, т. е. в смысле "различать", "отличать". "...То, что различает, есть общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык". Связывая в одном означающем два смысла, D. предполагает более первоначальное пространственновременное движение, обусловливающее одновременно ниспровержение и закрепление традиционных ориентиров метафизической традиции - логоса, бытия как присутствия. Исходное для Деррида заключается в том, что не может быть ни каких-то фундаментальных принципов, ни понятий, которые бы не производились D. Что-то существует постольку, поскольку оно отличается от другого или допускается этим другим. Для наглядного представления исследуем природу элементов в какой-нибудь структуре Каждый элемент структуры, например числового ряда, существует постольку, поскольку отсылается к другим элементам. Число "2" существует постольку, поскольку оно отсылается, допускается числом "З" и другими числами в структуре, которые собственным "торможением" допускают появление числа "2". Т. о., операция D. более первична, чем присутствие любого элемента в структуре. Самотождественность элемента есть результат его различия от других элементов, несамотождественных вне игры дифференциальных отношений. "Differance - это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый "наличным" и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам хранит в себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к будущему элементу; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, к к так называемому прошлому, он образует так называемое настоящее и силу самого отношения к тому, чем он сам не является" (Деррида).

D. далее понимается Деррида как производство различий, диакритичности Оно является также условием возможности для всякой сигнификации и любой структуры. Оппозиция "структуры" и "генезиса" является "эффектом differance" Речь идет о производстве системы различий прежде любого рода внутрисемиотических и внутрилингвистических оппозиций.

И последнее, D. понимается как онтико-онтологическое различие. Но Деррида оговаривается: "Differance... могло бы предварительно именовать это развертывание различия, в особенности, но не только или в первую очередь, онтикоонтологического различия". С одной стороны, Деррида сохраняет хайдеггеровский смысл изначальности онтико-онтологического различия, а с другой стороны, преодолевает его в силу принадлежности к метафизике. Онтико-онтологическое различие как предельная детерминация различия, согласно Деррида, охвачена метафизикой, поскольку как различие оно предшествует бытию, и в то же время у Хайдеггера ничто не предшествует бытию· бытие - "абсолютное означаемое" "...Мы должны были бы стать открытыми differance, которое больше не определяется, на языке Запада, как различие между бытием и сущим". D. как более изначальное различие предшествует онтико-онтологическому различию как различие вообще. То есть, онтико-онтологическое различие зависит от самой возможности формы различия. Поскольку бытие, в соответствии с историей метафизики, всегда мыслилось как присутствие, D. в смысле возможности формы различия выступает также как условие возможности бытия.

Т. о описываемое и понимаемое D - это уже и не логическое различие, т. е. противоречие, разрешаемое по правилам диалектической логики. D. не позволяет гетерогенности различия достичь противоречия Отношение между различием и противоречием сохраняется как отношение без отношения: противоречие сохраняется, не будучи им. Противоречие не разрешается в имманентности понятия, снимающего собственную негативность. В этом смысле D. находится по ту сторону диалектической логики, а также процесса Aufhebung, в соответствии с которыми различие понимается исключительно в терминах негативности. "Я пытался развести Differance... от гегелевского различия, и сделал это именно в той точке, где Гегель в большой Логике определяет различие как противоречие, только лишь для того, чтобы разрешить его, интериоризовать его . в самоприсутствии онто-теологического или онто-телеологического синтеза. Differance (в точке почти абсолютной близости к Гегелю.. ) обозначает точку, в которой разрывает с системой Aufhebung и со спекулятивной диалектикой" (Деррида).

Т ? Керимов

Просмотров: 996
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Бинауральное временное различие
  • БИНАУРАЛЬНОЕ ВРЕМЕННОЕ РАЗЛИЧИЕ
  • Жак Деррида:Деконструкция метафизики
  • Интерауральное различие в интенсивности
  • Интерауральное различие во времени
  • Коннотативное различие
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ
  • РАЗЛИЧИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • Различие между действующим лицом и наблюдателем
  • РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ИСТИНОЙ И ЗНАЧЕНИЕМ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  • Тождество и различие
  • ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
  • ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ
  • ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ
  • ФОРМЫ-ФУНКЦИИ СВЯЗЬ (или РАЗЛИЧИЕ)
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь