СКОТИЗМ

- схоластическое направление средневековой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церковью в качестве ортодоксии. Основоположник - Иоанн Дунс Скот. Основные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio - индивидуализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества неповторимых индивидуальных объектов ("индивидов"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух "индивидов". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio - различение) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этовости") как самотождественности индивидуального существования вещи в противоположность quidditas ("чтойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, - вводит трактовку дефиниции как дистинкции. Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобретает дополнительный онтологический смысл: "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума". Использование последних в качестве основного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедших в классический категориальный аппарат философии и приведших к значительному обогащению философского языка. Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизированная в схоластической формулировке Фомы Аквинского, приобретает в С. новое, остро личностное звучание: понятие тождественности (самотождественности) трактовалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе), - "тот же самый" как "единственный по числу", что в антропологической проекции приводило к конституированию аксиологически максимального статуса уникальной неповторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализовавшуюся в персонализме. А идея о "неделимости индивидуальной природы", высказанная в рамках С., в первую очередь, применительно к личности, может быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как становления личности, понятого в качестве спонтанного разворачивания ее неповторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга.

Просмотров: 235
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.




Другие новости по теме:

  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • ДУНС СКОТ (DUNS SCOTUS) Иоанн
  • ДУНС СКОТ Иоанн
  • ДУНС СКОТ Иоанн
  • ДУНС СКОТ Иоанн (1265, 66-1308)
  • Дуне Скот Иоанн
  • Дунс Скот Иоанн
  • ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИОАНН ДУНС СКОТ
  • ИОАНН ДУНС СКОТ (1265, 1266-1308)
  • ИОАНН ДУНС СКОТ (DUNS SCOTUS) (1265, 1266-1308)
  • ИОАНН СКИФОПОЛЬСКИЙ, или Иоанн Схоластик
  • ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
  • ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА
  • ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877, 887)
  • ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877, 887)
  • Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча
  • Иоанн Скот Эриугена
  • Иоанн Скот Эриугена
  • Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877)
  • История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности
  • Лейбниц: бог и монады. Принцип индивидуации
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • Общение в многомерной концепции личности В. Ф. Моргуна
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Понятие культура в концепции Шпенглера
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • СКОТ ЭРИУГЕНА (Иоанн)
  • Скот Иоанн Дунс Скот (ок. 1266-1308)
  • ЭРИУГЕИА Иоанн Скот (ок. 810— ок. 877)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь