ПРАКТИКА

— специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. П. есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 65). Будучи материальной в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов, она осуществляется людьми, обладающими сознанием, мышлением, знаниями и практически применяющими свои интеллектуальные способности. Поэтому П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного (Опредмечивание и распредмечивание). Т. обр., ни одна деятельность, в т. ч. и духовная, не существует безотносительно к П. “Общественная жизнь,— писал К. Маркс,— является по существу практической” (Т. 42. С. 266). П.— основа познания. На протяжении тысячелетий стихийно совершавшийся производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные П., к-рая в дальнейшем включает в себя теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обогащает, развивает. Так складывается единство П. и практически освоенного научного знания (Теория и практика). Ленин писал: “Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности” (Т. 29. С. 195). Домарксовские материалисты не понимали роли П. в познании, к-рое они трактовали как результат воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств.  Диалектические идеалисты (Фихте, Гегель) высказывали догадки о примате П. по отношению к теоретическому знанию, но она сводилась ими в конечном итоге к духовной деятельности. Только марксизм, доказав, что материальное производство является определяющей основой жизни об-ва, научно раскрыл значение П. в социальном развитии. Именно благодаря пониманию П. как первичной, осн. формы человеческой деятельности была научно познана специфика общественно-исторического процесса как реальности, существующей объективно, но не безотносительно к людям. Формы П. многообразны: материальное производство, изменение людьми социально-экономических условий их жизни и др. виды деятельности, материально преобразующие объекты. Многообразие форм практической деятельности, ее связь с познанием делают П. критерием истины—мерилом, позволяющим разграничить истину и заблуждение. Практическое подтверждение теоретических положений, научных предвидений доказывает их истинность. Высоко оценивая П., диалектический материализм  отнюдь не абсолютизируют ее. П. исторически развивается, изменяется; она подчинена объективным законам, ограничена наличными условиями. Поэтому Ленин подчеркивал, что “критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления” (Т. 18. С. 145— 146). По мере социального прогресса, развития социалистических общественных отношений возрастает значение общественно-исторической П. для науки, в т. ч. обществоведения, становящейся непосредственной производительной и социальной силой. Органическая связь науки и П.— один из существенных элементов концепции и стратегии перестройки и обновления социалистического об-ва на совр. этапе.

Просмотров: 801
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • Единство сознания и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Индивидуальный стиль жизни (деятельности)
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МИРА
  • МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ
  • Обратная связь по результатам деятельности
  • Опредмечивание и распредмечивание
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Практика, как критерий истины
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы библиотерапевтической деятельности
  • Формы научного познания
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • научно-исследовательская деятельность
  • опредмечивание и распредмечивание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь