НАТУРФИЛОСОФИЯ

— философия природы,  особенностью к-рой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н., как и место самой Н. в системе др. философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой. Древн. Н. свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть Н. составляли также космология и космогония. Элементы Н. присущи даже средневековой схоластике, они состояли гл. обр. в приспособлении к геоцентрической картине мира нек-рых принципов аристотелевской Н. и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения Н. в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной Н., но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (напр., идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из Н., но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, наз. “Математические начала натуральной философии”. В 18 в. в философии фр. и европейского Просвещения и материализма Н. выдвигает идею энциклопедической связи всех наук, расширившихся и углубившихся по сравнению с достигнутым в предшествующем столетии. В конце 18 — начале 19 в. большую роль сыграла Н. Шеллинга, к-рая, хотя и на идеалистической основе, сформулировала идею единства сил природы, обобщила ряд важных естественнонаучных открытий той эпохи. Один из последователей Шеллинга, Л. Окен, высказал идею развития органического мира. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны мн. гениальные мысли и предугаданы мн. позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть ст. эр. их собственной связи, “чтобы составить удовлетворительную для нашего времени “систему природы”, и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле,— теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад” (Т. 21. С. 304—305). В дальнейшем (конец 19 — начало 20 в.) такой шаг назад был сделан В. Оствальдом, Авенариусом, Т. Липсом, X. Дришем и нек-рыми др. философами-идеалистами, пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы Н. прослеживаются в теории эмерджентной эволюции, “критической онтологии” Н. Гартмана и т. п. В совр. условиях натурфилософские воззрения проявляются в качестве рецидива метафизических подходов, в неумении применять диалектику в естественнонаучных обобщениях.

Просмотров: 655
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • F51.1 Гиперсомния неорганической природы.
  • F52.6 Диспарейния неорганической природы.
  • “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”
  • «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или о законах мира физического и мира духовного»
  • »ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • ЗАКОН ПРИРОДЫ
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • Закон природы
  • Закон природы
  • КНИГА ПРИРОДЫ
  • Критериальность Природы
  • НАТУРФИЛОСОФИЯ (ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ)
  • ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  • ПОКОРЕНИЕ ПРИРОДЫ
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Преобразование природы
  • СИСТЕМА ПРИРОДЫ
  • Сознание Природы
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
  • Философия человеческой природы
  • Царства природы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь