|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
ИСКУССТВО— специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением “абсолютного духа”, “мировой воли”, “божественного откровения” либо подсознательных замыслов и переживаний художника. Источником возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного И. относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40—20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь И. с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. В своем содержании И. тесно связано с изменениями в социально-экономической структуре об-ва. Являясь формой отражения общественного бытия, И. так или иначе связано с др. явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, идеологией, моралью. В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех др. форм общественного сознания. Специфическим предметом И. являются эстетические отношения человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произв. И. оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет И. (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме — в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности я художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в живописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре — через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике — через линию рисунка, штрих, светотень; в музыке — через звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; гл. особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и форма отражения действительности в И. обусловливают его специфическую функцию — удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Хотя общая линия развития И.— линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире И. достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, И., поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Высший эстетический идеал лежит в основе подлинно гуманистического И. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|