Я-ИДЕАЛ

Термин, первоначально использовавшийся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфическими психическими функциями, включающими в себя построение системы моральных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рассматриваться как функция Я) и, наконец, формирование идеального образа себя.

В настоящее время большинство аналитиков рассматривают Я-идеал как совокупность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают "идеальные концепции Самости' и 'идеализированные качества объектов любви' двумя основными исходными частями Я-идеола. В психологии Самости эти части описываются терминами грандиозная Самость и идеализированный объект (самообъект). Другие авторы подчеркивают, что Я-идеал относится к множеству репрезентантов, дифференцирующихся на протяжении жизни: 1) идеальный: объект- образ почитаемого, идеализированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок- родительский идеал желанного и любимого ребенка, воспринимаемый этим ребенком (позже эта репрезентация становится частью того, 'каким я должен стать'); 3) идеальная Сомость - представление о том, кем 'я хочу быть', о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму агрессивные проявления против Самости;

4) идеальные отношения- репрезентация желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам Я-идеала относятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отношений. Эти различные репрезентации служат 'мерилом' для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со стороны своих визави; они могут также помогать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия.

Первичные аффекты, связанные с функционированием Я-идеола или Сверх-Я, чувствами стыда и вины, нередко перекрывают; тем не менее здесь можно провести определенные различия. Чувство стыда предохраняет интегральный образ Самости, чувство вины - интегрированность объекта. Таким образом, чувство стыда относится в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости - к неспособности видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с 'нападением' на других - нарушением личных норм поведения, основанных на 'идеальных отношениях'.

Репрезентанты Я-идеала основываются на идентификациях - как с идеализированными родителями, так и с прежними образами Самости. Однако в некоторых случаях Я-идеал может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негативная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеалами, ценностями) или частями Я. При усилении такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентичности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже - симптомами деперсонализации.

Хотя Я-идеал формируется в ходе развития Я, при некоторых патологических состояниях обнаруживаются ранние образы, связанные с проявлениями примитивных влечений (фантазии о слиянии, чрезмерные амбиции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование Я-идеала на более поздних стадиях. Такая патология свидетельствует об уязвимости индивида к нарциссической травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов - зависти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предшественников Сверх-Я и архаических форм Я-идеала в патологических состояниях, характеризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смешением желаемого и реальности.

Просмотров: 918
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Словарь психоаналитических терминов




Другие новости по теме:

  • «СВЕРХ-Я»
  • Вина (чувство вины)
  • Гипертекст (сверх-текст)
  • Идеал
  • ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ
  • Оставшегося в живых чувство вины
  • ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ
  • ПСИХОЛОГИЯ САМОСТИ
  • Правило 2/3 идеала
  • РАССТРОЙСТВА САМОСТИ (SELF DISORDERS)
  • Расширение самости
  • СВЕРХ Я
  • СВЕРХ Я
  • СВЕРХ-ОНО
  • СВЕРХ-Я
  • СВЕРХ-Я
  • СВЕРХ-Я (СУПЕР-ЭГО) (SUPEREGO)
  • СВЕРХ-Я (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал)
  • СВЕРХ-Я (супер-Эго)
  • Сверх-
  • Сверх-Я
  • Суперэго (сверх-я)
  • ЧУВСТВО ВИНЫ
  • ЧУВСТВО ВИНЫ
  • ЧУВСТВО СТЫДА
  • ЧУВСТВО СТЫДА (SHAME)
  • Чувство вины
  • Чувство вины и несправедливости
  • Я-идеал
  • сверх-я (супер-эго)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь