Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Органон



Органон

- программный продукт философской мысли, определяющий базовые идейные позиции, мировоззренческие и научные установки, принципы, ориентации, организацию научной практики и творческой активности в познании мира, освоения его человеком, словом, всю дисциплину рефлектирующего человеческого ума, в соответствии с характером и содержанием культуры общества, представлениями о сущем, сложившимися на данный исторический момент. Исходным началом "О.", центром, откуда происходит развертка его фундаментальных положений, служит субъект-объектное отношение. Автором первого в истории научно-философской мысли "Органона" был Аристотель, который, основываясь на умозрительных принципах, дал свод основных логических правил аналитически ориентированного познания. Сформулированный Аристотелем "закон исключенного третьего"  (Tertium non datur)  - "краеугольный камень" (Исайя, 28:16) логики его "О.". Тождества "Я" ? "Я", "не -- Я" ? "не -- Я" по существу и составили его основание. Из них следовало, что все сущее либо принадлежит моему "Я", либо не принадлежит ему. Области микро- и макрокосма здесь определены четко и однозначно, и доктрина эта вполне соответствовала христианскому учению, в котором субъективный фактор, "Я", - в центре мироздания: "Divide et impera!" ("Разделяй и властвуй!"), "Кесарево - кесарю, а Божье - Богу" (Мф. 22:21), "Я пришел принести не мир, но меч", "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука, 12:51) и др. Второй "О.", получивший название "Новый Органон", написан Фрэнсисом Бэконом. Его основная идея -эмпирическое оснащение знания: только то знание может считаться достоверным, которое проходит экспериментальную верификацию, доступно опытной проверке и воспроизведению. Таким образом, была создана философская база для развития наук, частных областей знания, основывающихся на опыте, а не на умозрительном получении выводов, как было до того времени. Тем самым закончилась одна эпоха в развитии научно-философской мысли и началась другая, приведшая к классификации наук по иерархическому принципу на основе общепринятой ныне в науковедении и библиотечном деле системы Универсальной десятичной классификации знаний (УДК).

Ученик Георгия Гюрджиева, Петр Демьянович Успенский, разработал новую систему связи субъективного и объективного начал в структуре универсума, назвав ее, по традиции, "Третий Органон" (1913 г.), в котором, созвучно философии и культуре Новейшего времени, существенно расширены пространственно-временные границы творческого начала, "Я", а само СО-отношение конституировано как непрерывное, не имеющее внутренних разделительных границ между его сторонами, как "континуальное" (термин М. Мамардашвили). Впервые на эпистемологическом уровне закреплено умение субъекта во взаимодействии с объектом перевоплощаться в него (способность эта высоко развита в восточной - чань- и дзэн- буддистской философии) и тем самым достигать высших пределов его постижения (такой способностью обычно обладают те, кого называют специалистами от Бога). Четвертую, медитативную компоненту личности ("экзистенцио" -- начало человека), дополняющую триаду разума ("рацио" -- начало), чувства ("эмоцио" -- начало) и веры ("интуицио" -- начало), Успенский предложил назвать четвертым измерением человека, где собственно и должно быть место воспитанию воли и самообладания, умения управлять собой и властвовать над собственными чувствами, реализуя сократовский императив "Познай самого себя!".

Просмотров: 1136
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » П.Кикель.Краткий философский словарь.




Другие новости по теме:

  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «Новый органон»
  • Антивольфианство и основные направления философской мысли периода зрелого Просвещения
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Второе начало термодинамики
  • Гераклит Эфесскиии новый обряд философской мудрости
  • ЕВКЛИД (4 — начало 3 в. до н.э.)
  • История русской философской мысли
  • КОНФЛИКТА НАЧАЛО
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Край, конец, начало, основание, происхождение, принцип начальствование, царство
  • Личностное начало
  • НАЧАЛО
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Начало
  • Начало термодинамики второе
  • Начало термодинамики первое
  • Начало человечности - любовь и справедливость
  • Новое начало
  • ПАРМЕНИД Элейский (вторая пол. 6 - начало 5 в. до н.э.)
  • ПАРМЕНИД Элейский (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.)
  • Первое начало термодинамики
  • Принцип(метаф.) или начало
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЕНИЛЬНОЕ НАЧАЛО
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама
  • Третье начало термодинамики (Нернста теорема)
  • УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь