НОРМЫ ЯЗЫКОВЫЕ

- принятые в общественно-речевой коммуникации образованных и хорошо владеющих правильным (литературным) языком людей способы произношения, отбора слов и словоупотребления, использования грамматических и др. языковых средств.

НЯ. обычно демонстрируются в СМИ, изучаются в общеобразовательной школе, присутствуют в произведениях художественной литературы, кино, в речевой практике актеров театра. НЯ. (литературного языка) необходимо следовать в рекламе и публичной общественной и политической речи.

НЯ. делятся на императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные). НЯ. - часть общего этикета, регулирующего поведение людей. Императивные НЯ. не допускают вариантов, напр., нельзя вместо "алфави?т" произносить "алфавит", вместо "каталог" - "каталог", вместо "договоры" - "договора", вместо "при?нял" - "приня?л", вместо "звони?т" - "звонит". Диспозитивные НЯ. допускают варианты, связанные с обиходным просторечием или профессиональным сленгом: "компас" и "компас" у моряков, "[ш] то" (строго литературное произношение с[ш]) и "[ч]то", "напроказничать" и "напроказить" (просторечие).

Различают такие НЯ., как грамматическая, орфографическая, орфоэпическая, лексическая. Грамматическая норма литературного языка: "хотят" (но не "хочут"), "мяукают" (но не "мяучат"), "работают" (но не "робят"), "преследуют" (но не "преследовают"), "бережет (но не "берегет"). По орфографической норме слово "агентство", напр., пишется с 2-ми "т", а не с одним ("агенство"). Орфоэпическая или произносительная норма не допускает произнесения: "константация" вместо "констатация", "договор" вместо "договор", "пи-эр" вместо "пи-ар". Лексическая норма (англ. lexical norm) определяет автоматический выбор правильных словоформ, характерных для литературного языка: культурный человек не скажет "кура" вместо "курица", "мобил" вместо "мобильник", "благодаря чего" вместо "благодаря чему", "ложить" (языковая тайна: как более неправильно, "ложить" или "ложить") вместо "класть".

Наиболее сложны литературные или стилистические НЯ., которые связаны с языковым чутьем, вкусом и стремлением следовать лучшим образцам правильной речи. Литературные нормы наиболее социально значимы, социально ориентированы, и связаны с понятием "литературный язык". Само оно, это понятие, когда-то возникло (и затем расширило свои смысловые границы) потому, что в XIX в. знакомство с произведениями литературы считалось очень важным занятием. В эпоху, когда не было кино, ТВ и радио, именно чтение литературы (художественной, публицистической, научной) помогало осваивать "образцовую" речь, ее нормы. К тому же, знание письма, грамотность, была привилегией (слово "литера" букв. означает "буква").

Литературные нормы связаны еще с категориями допустимости /недопустимости, приличия / неприличия, уместности / неуместности, т. е. стилистически делят слова и выражения на "литературные" и "нелитературные". Иначе говоря, стилистические литературные нормы - главный организатор речевого этикета. Так, литературные нормы исключают использование в публичной речи и межличностном деловом общении слов и выражений типа: "задница", "обмозговать", "мартыха", "намыливаться", "ку-ку", "не надо свистеть", "старая перечница", "заело", "пучит", "засранец", "охренеть", "офонареть", "не пыли", "стырить", "слямзить", "скоммуниздить", "бомжатина", "чубайсятина", "дерьмократия", "фишка", "стебаться". Но эти и подобные "нелитературные" слова и выражения в живой практике могут, естественно, проникать в публичную речь и язык деловых коммуникаций. Вопрос - в удачном и уместном использовании"нелитературной" лексики, ее соответствии языковому и внеязыковому контексту.

Нарушения НЯ. в современной России, переживающей длительный кризис общественного этикета (включая речевой этикет), разнообразны и многочисленны. Нормы литературного языка основательно "поехали" на ТВ, радио, в газетах и журналах, в среде школьных учителей, публичных политиков и шоуменов. В принципе, повторяется ситуация 1920-х гг., когда в социальные "верха" устремилось множество выходцев с нижних общественных этажей с "нелитературной" речью и слабым знанием НЯ. Сегодня ощутимый урон языку А. Пушкина и Л. Толстого наносят, с одной стороны, разношерстные "новые богатые". С другой стороны, культуру речи и представления о НЯ. утрачивают многочисленные "новые бедные" (и их отпрыски), экономически и культурно обедневшие слои среднего класса общества. Свою лепту вносят и одичавшие "низы".

Просмотров: 1010
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Словарь нейролингвистического программирования




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • Норма социальная (социальные нормы)
  • Норма социальная (социальные нормы)
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь