Мифология китайского даосизма

На рубеже нашей эры и в первых веках нашей эры происходит превращение философского даосизма в религию, впитавшую в себя элементы древних народных культов и шаманских верований. При этом последователи этого учения активно используют в своих целях и некоторые образы древнекитайской мифологии, в первую очередь Хуанди и Сиванму. Хуанди теряет характер древнего культурного героя и становится первым бессмертным, родоначальником и покровителем даосизма как религиозной системы. Однако это не способствует появлению новых мифологических сюжетов о нем. Можно предположить, что такая трансформация образа Хуанди была предопределена его местом своеобразного верховного божества в предшествующей мифологической традиции. Иначе произошло с образом Сиванму. Она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия. В новых легендах о Сиванму само снадобье заменяется плодами бессмертия, растущими на волшебном персиковом дереве в ее саду (эта связь своеобразного древа жизни с женским божеством зафиксирована в мифологиях разных народов). В соответствии с теорией 5 стихий владычица запада получает и еще одно имя Цзиньму («матушка металла»), поскольку металл соотносится с западом, а ее супруг Дунвангун соответственно именуется Мугуном («князем дерева»), так как дерево – символ востока. Трансформация образов этих персонажей, их связь с идеей продления жизни и бессмертия объясняется тем, что эти проблемы были ключевыми для средневекового даосизма, сторонники которого занимались алхимией и поисками различных средств продления жизни (с помощью особых дыхательных и иных упражнений типа йоги, диеты и т. п.). Поэтому неудивительно, что и героями даосских мифов были в основном бессмертные гении. Особо широко были распространены предания о «восьми бессмертных» (басян), покровителях различных искусств и некоторых профессий, творивших чудеса и бывших постоянными участниками пиров у Сиванму. К ним относят Хань Чжунли (Чжунли Цюай), Чжан Голао, Люй Дунбиня, Цао Гоцзю, Ли Тегуая, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Хэ Сянгу. В мифологии даосизма большую роль играли и предания о трех мифических горах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, плавающих в море, представление о которых было заимствовано из древнекитайской мифологии. Эти острова представляли собой своеобразный вариант даосского рая, где живут многочисленные бессмертные. Превращение даосизма в религию и разделение «сфер влияния» между буддизмом, конфуцианством и даосизмом привело к тому, что за последним закрепилось «право» изгнания всяческих злых духов, унаследованное от шаманизма. В силу этого особую роль в даосской мифологии стали играть различные повелители духов и бесов (например, Чжан Тянши, Чжункуй, Цзянтайгун). Даосский пантеон насчитывает тысячи всевозможных бессмертных, святых, духов, бесов, героев местных культов, персонажей «низшей мифологии», а также более 30 тысяч духов человеческого тела и т. п. Весь этот необозримый пантеон возглавлялся первоначально тремя абстрактными мистическими символами (в этой триаде можно видеть подражание идее трех государей – саньхуан в древнекитайской мифологии) Тайчу, Тайсу, Тайи, по другой версии, – Тяни («небесное начало»), Дии («земное начало»), Тайи («высшее единое»). В процессе развития даосской мифологии и ее приближения к народным культам постепенно абстрактные категории этой триады были персонифицированы в образах ЛаоЦзы, Хуанди и Паньгу (иногда Тайи).

Просмотров: 1202
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Кукарина М.А.Словарь китайской мифологии, Центрполиграф, Москва, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • BAH ЯНМИН (Ван Шоужэнь, Ван Боань)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ТАЙ ПИН ЦЗИН»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Анализ культурной мифологии медиатекста
  • Болезнь Тай-Сакса
  • ВАН АНЬШИ, Ван Цзефу (1021- 1086)
  • Ван Лин-гуань («чудесный чиновник Ван»)
  • ВАН ТИНСЯН (Ван Цзыхэн, Ван Цзюньчуань)
  • ВАН ФУЧЖИ (Ван Чуаньшань, Ван Эрнун, прозвище Цзянчжай)
  • ВАН ХАНЬ
  • ВАН ЧУН (Ван Чжунжэнь)
  • Дун-ван-гун
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МИФОЛОГИИ
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сань хуан («три государя»)
  • ТАЙ ЦЗИ
  • Тай-и
  • Тай-и («великое единство»)
  • Тай-суй («великое божество времени»)
  • УАРТЕ Хуан
  • УАРТЕ Хуан
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ФА-ХУАН-ЦЗИН
  • ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии
  • Хуан де ла Крус
  • ХУАН ДИ
  • Хуан-ди
  • Цзян-тайгун (Тайгун Ван)
  • Чэн-хуан



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь