ЗНАМЯ

— символ завоевания, победы, места сплочения сил в сражениях. Например, в буддийских странах подъем знамени Дхармы обозначал достижение Высшего права и справедливости. Флаг индусов кету символизировал победу света над тьмой, а христианский лабарум, знамя с крестом, обозначал победу над грехом и являлся эмблемой святых Юлиана и Репарта. Как символ государственности знамя с изображением орла встречалось еще в Римской империи. Его несли впереди императора как знак верховной власти. Лабарум этруссков был известен задолго до эпохи христианства, а в Египте он был знаком Осириса и Гора. В Древнем Китае функцию знамени выполняли балдахины — навесы на шестах и столбах, а маленькие флажки и кисточки прикреплялись к древку копий. В средневековой Европе наличие на копье рыцаря знамени с раздвоенным концом указывало на его право командовать отрядом. В случае победы поверженная сторона передавала свои знамена победителю. Этот символический акт хорошо иллюстрирует хрисмон — монограмма Христа, составленная из двух первых букв греческого написания «Христос», — привидевшийся Константину и легший в основу его знамени. Легенда гласит, что этот знак был внушен императору самим небом и сопровожден словами «Под этим знаком победишь». Знамя с хрисмоном действительно принесло Константину победу над Максенцием в 312, но сам хрисмон встречался задолго до памятной битвы, о чем свидетельствуют раскопки в римских катакомбах. Свое символическое шествие по Европе алое знамя возобновило в конце VIII в., когда папа Лев III послал его Карлу Великому во время коронования последнего на императорский престол. С конца X в. Капетинги стали именовать свое родовое знамя орифламмой (от фр. oriflamme, составленного из латинских слов aurum — золото и flamma — пламя). В 1096 орифламма приняла форму раздвоенного красного стяга и стала знаменем Французского королевства. Сакрально-символический смысл орифламмы проявлялся во время развертывания ее перед войском, если поход против врагов христианства и королевства возглавлял сам монарх. В русской дореволюционной традиции знамя символизировало честь, святыню и знак похода. Отсюда поговорки: «Сбережешь знамя — сбережешь честь», «Сам погибай, а знамя спасай!» и т. п. Знамя также ассоциировалось с русской душой: «Где знамя — там и душа». В целом соответствие того или иного знамени статусу национального следует выводить из того, насколько он выражает идею самобытности нации, ее исторический путь и, наконец, насколько согласуется с ее древней геральдической символикой. Например, национальная флаговая символика у державных, великих наций всегда носит характер этой державности. Ввиду того что гербовая символика любого государства всегда древнее символики знамен, цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба. Так, у российского флага существовала своя символика цветов. Черный цвет — это цвет русского двуглавого орла, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости. Золотой — желтый — некогда был цветом знамени Византии, воспринятого Иваном III, и выступал символом преемственности и сохранения в чистоте православной веры. Белый — цвет Георгия Победоносца — служит символом великой, бескорыстной жертвенности за Отечество. Красное знамя с серпом и молотом на нем было Государственным флагом Союза Советских Социалистических Республик. Во время Гражданской и Отечественной войн оно было символом не только пролитой крови рабочих и крестьян, но и знаком воинских подразделений Красной, а затем Советской армии. Если знамя захватывалось противником, то полк, как правило, расформировывался. Источ.: Лысенко Н. Н. Русская государственная символика: Очерки; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Просмотров: 1104
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • БЕЛЫЙ ЦВЕТ
  • Белый цвет
  • Жар-цвет (свети-цвет, царь-цвет, Перунов цвет)
  • Желтый цвет
  • ЗНАК И СИМВОЛ
  • ЗНАК-СИМВОЛ
  • Знамя
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • ОСНОВНОЙ ЦВЕТ (ЦВЕТА)
  • Пробуждение национального самосознания в русской философии XVIII-XIX вв.
  • СИМВОЛ (от греч. - знак, примета)
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛИКА
  • СИМВОЛИКА
  • СИМВОЛИКА
  • СИМВОЛИКА ЛОГИЧЕСКАЯ
  • СИМВОЛИКА ПОНЯТИЙ
  • СИМВОЛИКА РЕЛИГИОЗНАЯ
  • СИМВОЛИКА СИМПТОМА
  • Символ веры
  • Символ веры
  • Символ веры
  • Символика
  • Символика симптома
  • След (зверя), эмблема, значок, печать, знамя, флаг, межевой знак, предел, сигнал, знамение, отпечаток (пальцев), знак скорописи
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Черный цвет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь