Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/classes/rss.class.php on line 129 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
РАСПЯТИЕ— латинский крест, на котором изображен распятый Христос. Если Христос изображается с закрытыми глазами, крест называется «Мертвый Христос», а если с открытыми — «Христос в агонии». Когда же Христа изображают с короной на голове и одетого, распятие называется «Распятие Христа Царя». Некоторые характерные особенности Распятия тесно связаны с христианской доктриной. Своей жертвой на кресте Христос явил возможность человеческого искупления, иными словами, своего избавления от первородного греха. Ввиду этого средневековые авторы делали акцент на установлении преемственности грехопадения и Распятия, утверждая, что крест был сделан из дерева познания, росшего в райском саду, или из того дерева, что выросло из его семени. Место Распятия Христа соответственно соотносилось с местом погребения Адама: череп у основания креста изображает именно череп прародителя человечества. Кровь Христа, излившаяся на крест, стала считаться обладающей искупительной силой, и в этом значении была включена в таинство причастия. Самыми ранними изображениями такого рода считаются изображения молодого человека с крестом, украшенным драгоценными камнями, который символизировал победу. В свою очередь, ягненок под крестом или выше был символом «Того, кто возьмет на себя грехи мира». В то время, когда христианство было запрещено в Римской империи, Распятие Христа изображалось символически — посредством агнца, помещенного рядом с крестом. Даже после эпохи Константина Великого сам крест все еще изображался без фигуры Христа. Образ Распятия впервые встречается в VI в., но остается еще очень редким вплоть до эпохи Каролингов. Распространенным сюжетом изображение Христа на кресте стало после Константинопольского собора 692, хотя поначалу Христос по-прежнему не был соединен с крестом, а изображался облаченным в длинную тунику, с короной на голове и с распростертыми руками. Борода и нагота появились только в XI в., символизируя страдания. В это же время были добавлены пять ран и терновый венец. Часто вверху изображался свиток с буквами INRI — латинской аббревиатурой слов «Иисус из Назарета, Царь Иудейский». Смерть Христа на кресте является центральным образом христианского искусства, характер которого менялся от века к веку, то выражая доктрину посредством символов и аллегорий, как это имело место в средневековом искусстве, то — как в живописи Контрреформации — просто служа предметом поклонения, демонстрируя одну лишь фигуру на кресте. В течение многих столетий Запад под влиянием Византии изображал торжествующего Спасителя живым, с открытыми глазами и увенчанного царской короной. Позднее, в XI в. появился новый тип изображения — изнуренная фигура с головой, склоненной на плечо, а еще позднее Хистос был увенчан терновым венцом. Распятие можно увидеть в домах католиков, в их больницах и учреждениях. У протестантов Распятие считается символом папы римского и, как правило, отсутствует в их домах и церквах. Тем не менее, до XVIII в. моряки-протестанты часто татуировали на спине Распятие, поскольку верили, что зло минует их, встретив лик самого Христа. Распятие — часто вместе с черепом — является атрибутом не только Христа, но и Франциска Ассизского, Марии Магдалины, как кающейся грешницы, и Петра Мученика, с топором в голове. Распятие, оплетенное лилиями, — атрибут монаха-августинца Николая Толентийского (ок. 1246–1305) и сестры святого Бенедикта Схоластики (ок. 480 — ок. 543). Распятие со склоненной головой Христа сопровождает основателя монастыря Валломброза в Тоскане Иоанна Гуальберто (ок. 985—1073), которому было аналогичное видение. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|