|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
ПЯТНИЦА— персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской мифологической традиции, продолжение культа главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Культ Пятницы, позднее соединившийся с почитанием святой Параскевы Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, долгое время сохранял в народных представлениях некоторые черты исходного языческого образа. У восточных славян Пятница стала персонифицированным представлением нечетного дня недели, следующего за четным днем, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре четверг — пятница особенно ясна взаимная связь оппозиции «чет — нечет» и «мужской — женский». Пятница, иначе называвшаяся льняницей, была покровительницей пряжи и льна, «женской святой», занимающейся повоем. В этот день запрещалось прясть и купать детей. Существовало поверье, что тот, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. Вероятно, этим объясняется бытовавшее в Украине представление, что Пятница ходит исколотая иглами и заверченная веретенами, потому что нечестивые женщины прядут в посвященные ей дни. Согласно «Стоглаву» (XV в.) и другим древнерусским текстам, в день Пятницы женщины не пряли и не стирали, а мужчины не пахали, чтобы не запылить Пятницу и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов Пятница может покарать болезнями глаз и другими бедами. У восточных славян деревянные скульптуры Пятницы ставились на колодцах, что символизировало соединение женского мифического начала с водой и пряжей: ей приносили жертвы, бросая в колодцы ткани, нитки и овечью шерсть. Сохранились ранние свидетельства почитания восточными славянами 12 Пятниц, которые в своей негативной функции иногда соотносились с 12 лихорадками. В частности, существовало поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую пятницу. И у восточных, и у южных славян Пятница часто связывается с мышами. В украинских сказках Пятница вместе со Средой и Понедельником выступает в качестве трех персонажей, по функции сходных с тремя дочерьми Бабы-Яги — Ягишнами, — несущими службу на подступах к городу. С другой стороны, в духовных стихах Пятница обычно описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. А на старых северорусских иконах Пятница иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Источ.: Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|