|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
ЛУНА— постоянно используемый вместе со звездами религиозный символ, означающий власть ночных сил. Символизирует корабль, неутомимо несущий свет через тьму к рассвету. Луна связана, с одной стороны, с мировым яйцом, а с другой — с гробом. Сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный, Луна меняет природу своего действия в зависимости от знака, в котором она находится. Символ постоянных трансформаций и преобразований формы, она считается силой, управляющей превращениями в природе. Изображение Луны произошло от египетского иероглифа. Солнце и луна — симметрично по одному светилу с каждой стороны креста (солнце по правую руку Христа, луна — по левую) — являются постоянными элементами средневекового Распятия, хотя после XV в. встречаются редко. Их происхождение очень древнее: обычно солнце и луна сопровождали образы языческих солнечных богов Персии и Греции, что и перешло в раннее христианское искусство через праздник Рождества, перенявший существовавший тогда языческий обряд отмечать новое рождение солнца. В Откровении Иоанна Богослова луна изображена у подножия Девы Марии, а в Деяниях апостолов солнце и луна выступают в качестве основ нашего мироздания. Солнце и луна символизировали образное соотношение двух Заветов — Ветхий Завет (луна) может быть понят, только если он освещен сиянием Нового Завета (солнце). Луна — весьма почитавшееся древнее божество во многих цивилизациях, особенно в Халдее. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение луне также преобладало над культом солнца. Священный брак между небом и землей, с которого начинается генеалогия богов в различных теогониях, иногда трактуют как союз луны и солнца, в котором подчеркивается активный мужской характер солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, неявленным феноменам жизни и природы. Символика луны в своей пассивной женской отражательной способности связана с символикой зеркала, обладающего теми же свойствами. Если в ряде древних традиций луна представляла женские божества или пассивный принцип творения, то в тевтонских, арабских и татарских мифах она олицетворяла мужское начало. У многих древних народов лунные боги были богами мудрости. Например, в Египте Тот-Гермес или Тот-Хонс был третьей ипостасью египетской троицы: бог солнца Амон, богиня неба Нут и их сын — бог луны Хонс. В Египте луна также ассоциировалась с Исидой и представляла андрогинное начало, так как Исида выступала воплощением «небесного гермафродита». Считалось, что при каждом периодическом «сотворении» Вселенной солнечный Осирис — первое проявляющееся божество — рождался на горе Синай, т. е. на горе Луны. В Индии луной-богом был сын Сомы-луны Будха, в Халдее Нэбо выступал лунным богом сокровенной Мудрости. В Финикии луна связывалась с Астартой, в Вавилоне — с Иштар. Причем в Халдее и Вавилоне луна, как остывшее солнце, считалась старше последнего. Бог луны у шумеров имел названия: господин, князь богов, «отец, который держит в руках жизнь на земле». В Ригведе Сурья (Солнце) играет роль невесты, а Сома (Луна) — жениха. В «Эдде» Луна и Солнце являются мужем и женой. На санскрите луна, или сома, обозначает священный напиток, используемый в храмах для достижения транса в целях постижения тайной мудрости. В античной Греции луна воспринималась по-разному: как дневная Артемида, богиня лунного света Селена и богиня ночных видений и чародейств Геката; как богиня лунного света считалась двойником солнца (Аполлона). В Риме у них даже было одно святилище. Являясь богиней колдовства, Луна связывает мир живых и умерших и выводит призраки мертвых из могил. Она предстает владычицей трех миров: неба, земли и подземного царства. Исламская традиция рассматривает Луну как основного посредника между землей и другими планетами, и в этом качестве как силу, синтезирующую все аспекты интеллекта, явленные в планетарных сферах и архетипическом мире зодиакальных знаков. Ее число в исламской нумерологии — 7 — означает количество планетарных сфер и является четвертью от 28 дней лунного цикла. Луна определяет ритм недели и лежит в основе цикла чередований работы и отдыха в трех монотеистических религиях. 28 ночей, когда можно наблюдать изменения фаз Луны (1 2 3 4 5 6 7 = 28), означают общее количество планет и передают участие каждой в распространении божественного интеллекта. Разделение Зодиака на 28 больших домов Луны предшествовало его разделению на 12 знаков. Лунные владения — это макрокосмический эквивалент 28 знаков арабского алфавита, из которого язык божественного слова может быть понят как выражение «общественного дыхания». Этот принцип лежал в основе индусской, коптской, арабской и китайской астрологии. Мифологическая география, включающая Солнце с Островами Блаженных, с Млечным Путем как «высшей сферой», рассматривает Луну в аспекте ее влияния на формирование и распад организмов и — в последнем смысле — представляющую царство мертвых. В системе мистика и духовного учителя Г. И. Гурджиева луна — активный агент поглощения непробужденных человеческих душ после их смерти. Идея странствия на Луну после смерти присутствует в традициях Индии, Ирана и Греции. Это одна из важнейших черт астральной теологии, которая развивалась пифагорейской мыслью. Прогрессирующее изменение форм луны — от диска до тонкой нити света — лежит в основе мистической теории форм, повлиявшей на способ изготовления музыкальных инструментов и на графику еврейского и арабского алфавитов. Фазы луны составляют мифическую и символическую основу дуалистических моделей. Мир тьмы — ад — изображается в них как убывающий месяц, чей рог соответствует одной четверти луны; знак двойной спирали — двум четвертям луны, обращенным в противоположные стороны; луна на ущербе — две четверти, наложенные одна на другую противоположными сторонами. Лунный серп был символом девственности и в качестве такового увенчивал лоб греческой Артемиды и римской Дианы. Полумесяц был священным символом вавилонской и халдейской Астарты, египетской Исиды и греческой Дианы. Позднее использовался в символике, связанной с Девой Марией. В христианской мистике Мария с серпом означает женский принцип, приносящий свет во тьму ночи. Месяц использовался как символ безопасности в Византийской империи времен Константина. Затем символ был перенят турками после победы мусульман над христианами и использовался султаном как знак его могущества. Полумесяц стал символом ислама, противопоставленным кресту. Открытая вверх дуга лунного серпа означает женское начало в мире. Опущенная вниз, перевернутая, являет собой чашу, из которой вытекает благодать. Ассоциируется с сосудом, чашей, в которую собирается эликсир жизни, проливающийся затем на землю, питая все живое. Серп нарождающейся луны обозначает и лунный день, и лунный элемент — серебро. Новолунию приписывались магические средства, например, способность исцелять болезни, поэтому к нему приурочивались культовые действия и моления. Напротив, полнолуние считалось временем активизации темных сил. Фазу невидимости луны, или черную луну, уподобляют смерти, и на это опирается представление, что человек после смерти отправляется на Луну и возвращается с нее, в традициях, признающих идею переселения душ. Три ночи, когда луна отсутствует на небе, а потом возрождается, сравнивают с тремя днями смерти и потом Воскресением Христа. По словам религиоведа Мирче Элиаде, фазовая цикличность появления и исчезновения луны — символ того, что «смерть является не прекращением, а временным изменением жизненного плана». У средневековых алхимиков и астрологов луна была символом серебра и понедельника. В целом в алхимии луна с ее фазами представляет изменчивое женское начало и множественность. Другой существенный аспект луны касается ее связи с материнской ночью, окутывающей, защищающей и опасной одновременно. Вследствие бледности ее света луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной стадией между духовной жизнью и интуицией. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словаръ сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|